Сельская жизнь
Сайт общественно-политической газеты Отрадненского района Краснодарского края
Газета издается с 10 сентября 1930 г.
$ 92.50 € 98.91
       
 
Новости

«Ограниченный контингент»… людей долга и чести

Дата публикации: 15.02.2022

15 февраля исполняется 33 года со дня окончания вывода советских войск или, как их называли, ограниченного контингента советских войск из Афганистана

Есть ли место творчеству на войне?

Командир авиационной эскадрильи, подполковник Владимир Михайлович Бондаренко и его заместитель по инженерно-авиационной службе, майор Владимир Николаевич Калюжный честно, достойно и, если можно так сказать, творчески исполнили свой интернациональный долг.

Они оба родом из Отрадненского района, оба закончили школу № 1, которая сейчас носит имя Колесника А.С. Только жили в детстве: В.М. Бондаренко – в хут. Грушка, а В.Н. Калюжный – в ст. Отрадной. Куда только не забрасывала судьба и служба Родине двух товарищей, избравших военную профессию. Но боевые задачи однажды свели их вместе на границе СССР и Афганистана. И не просто свели… А в одной авиационной эскадрилье им предстояло обеспечивать прикрытие вывода наших войск из Афганистана.

К тому времени активные боевые действия уже не велись. Цели вылетов определялись по данным разведки (в том числе и агентурной) и радиоперехватов сообщений противников. С аэродрома Какайды (ныне Узбекистан) В.М. Бондаренко, как командир эскадрильи и летчик, должен был «работать» по целям на территории Афганистана.

- Характерные цели были следующие: караваны на переходах и в местах ночевок, штабы исламских комитетов, склады с боеприпасами, укрепрайоны, огневые точки, скопления живой силы противника, - вспоминает Владимир Николаевич.

В свою очередь, В.Н. Калюжный, как инженер, днем и ночью устранял все технические недостатки и отказы, выявленные во время полетов.

Рассказ об «афганском» эпизоде службы наших земляков был бы неполным без упоминания о так называемой «бортовой живописи». Как-то родилась в эскадрилье В.М. Бондаренко идея нанести на борта своих самолетов собственную уникальную эмблему.

- В качестве арт-персонажа личный состав единодушно выбрал амурского тигра. По замыслу инициативной группы, тигр отражал место базирования 302-го авиационного полка истребителей-бомбардировщиков – поселок Переяславка в Хабаровском крае. А самолеты именно этого полка «прибыли» с Дальнего Востока на границу с Афганистаном для обеспечения прикрытия вывода наших войск, - рассказывает В.Н. Калюжный.

«Мастеров кисти и холста», кто бы мог достойно на художественном уровне изобразить грозного хищника, среди летного состава и инженерно-авиационной службы эскадрильи не нашлось. И тогда один из офицеров, будучи на побывке дома, обратился к знакомой художнице, которая сделала несколько эскизов.

- В итоге для «бортовой живописи» был выбран вариант, изображающий тигра в прыжке. Рисунок немного доработали, слегка изменив морду хищника. На большой лист ватмана перенесли его изображение «по клеточкам», увеличив до нужного размера. Один из наших техников изготовил трафарет. Чтобы оценить, как картинка будет смотреться вживую, решено было это «художество» на чем-нибудь опробовать. Сперва рисунок нанесли на двери кабины грузовика «Урал», затем на борт ЗИЛа-131. Результат сначала не сильно впечатлил. «Хозяин тайги» издалека был похож скорее на кошку и в целом складывалось ощущение, что чего-то не хватает: маленькой детали, штриха... Кто-то предложил дополнить рисунок изображением трех горных вершин. И тут, что называется, все сошлось. Картинка приобрела осмысленное значение - теперь эмблема символизировала перелет-«прыжок» «амурских тигров» через всю страну - от дальневосточных сопок до заснеженных пиков Гиндукуша (Афганистан), - вспоминает Владимир Николаевич.

В окончательном виде эмблема понравилась всем. И инженер эскадрильи В.Н. Калюжный по указанию командира эскадрильи В.М. Бондаренко поставил задачу техсоставу «разукрасить» все самолеты. Эмблема наносилась на правый борт под откидной частью фонаря кабины, где лакокрасочное покрытие не стирается стремянками, обмундированием и обувью. И постепенно символикой в виде тигра в прыжке над горными вершинами «обзавелись» все шестнадцать боевых самолетов эскадрильи.

- Ну, и по устоявшейся со времен Великой Отечественной войны традиции, на борта самолетов мы наносили отметки за боевые вылеты в Афганистане. Каждая звездочка символизировала десять вылетов. Звездочки накрашивали техники самолетов белой краской по трафарету на левом борту под неподвижной частью фонаря. Их изображали по пять или семь штук в ряд. Больше всего звездочек по окончанию командировки имели наши самолеты № 40 и 53 - по 14 штук, а также №№ 50, 51 и 54 - по 15 отметок каждый. А № 50 – это самолет командира эскадрильи Бондаренко, - завершил свой рассказ В.Н. Калюжный.

Сейчас Владимир Михайлович Бондаренко на пенсии и живет в г. Ставрополе, а Владимир Николаевич Калюжный, также военный пенсионер, проживает в родной станице Отрадной.

На фото: В.Н. Калюжный и В.М. Бондаренко на аэродроме Какайды (Узбекистан).
Есть ли место творчеству на войне?

Командир авиационной эскадрильи, подполковник Владимир Михайлович Бондаренко и его заместитель по инженерно-авиационной службе, майор Владимир Николаевич Калюжный честно, достойно и, если можно так сказать, творчески исполнили свой интернациональный долг.

Они оба родом из Отрадненского района, оба закончили школу № 1, которая сейчас носит имя Колесника А.С. Только жили в детстве: В.М. Бондаренко – в хут. Грушка, а В.Н. Калюжный – в ст. Отрадной. Куда только не забрасывала судьба и служба Родине двух товарищей, избравших военную профессию. Но боевые задачи однажды свели их вместе на границе СССР и Афганистана. И не просто свели… А в одной авиационной эскадрилье им предстояло обеспечивать прикрытие вывода наших войск из Афганистана.

К тому времени активные боевые действия уже не велись. Цели вылетов определялись по данным разведки (в том числе и агентурной) и радиоперехватов сообщений противников. С аэродрома Какайды (ныне Узбекистан) В.М. Бондаренко, как командир эскадрильи и летчик, должен был «работать» по целям на территории Афганистана.

- Характерные цели были следующие: караваны на переходах и в местах ночевок, штабы исламских комитетов, склады с боеприпасами, укрепрайоны, огневые точки, скопления живой силы противника, - вспоминает Владимир Николаевич.

В свою очередь, В.Н. Калюжный, как инженер, днем и ночью устранял все технические недостатки и отказы, выявленные во время полетов.

Рассказ об «афганском» эпизоде службы наших земляков был бы неполным без упоминания о так называемой «бортовой живописи». Как-то родилась в эскадрилье В.М. Бондаренко идея нанести на борта своих самолетов собственную уникальную эмблему.

- В качестве арт-персонажа личный состав единодушно выбрал амурского тигра. По замыслу инициативной группы, тигр отражал место базирования 302-го авиационного полка истребителей-бомбардировщиков – поселок Переяславка в Хабаровском крае. А самолеты именно этого полка «прибыли» с Дальнего Востока на границу с Афганистаном для обеспечения прикрытия вывода наших войск, - рассказывает В.Н. Калюжный.

«Мастеров кисти и холста», кто бы мог достойно на художественном уровне изобразить грозного хищника, среди летного состава и инженерно-авиационной службы эскадрильи не нашлось. И тогда один из офицеров, будучи на побывке дома, обратился к знакомой художнице, которая сделала несколько эскизов.

- В итоге для «бортовой живописи» был выбран вариант, изображающий тигра в прыжке. Рисунок немного доработали, слегка изменив морду хищника. На большой лист ватмана перенесли его изображение «по клеточкам», увеличив до нужного размера. Один из наших техников изготовил трафарет. Чтобы оценить, как картинка будет смотреться вживую, решено было это «художество» на чем-нибудь опробовать. Сперва рисунок нанесли на двери кабины грузовика «Урал», затем на борт ЗИЛа-131. Результат сначала не сильно впечатлил. «Хозяин тайги» издалека был похож скорее на кошку и в целом складывалось ощущение, что чего-то не хватает: маленькой детали, штриха... Кто-то предложил дополнить рисунок изображением трех горных вершин. И тут, что называется, все сошлось. Картинка приобрела осмысленное значение - теперь эмблема символизировала перелет-«прыжок» «амурских тигров» через всю страну - от дальневосточных сопок до заснеженных пиков Гиндукуша (Афганистан), - вспоминает Владимир Николаевич.

В окончательном виде эмблема понравилась всем. И инженер эскадрильи В.Н. Калюжный по указанию командира эскадрильи В.М. Бондаренко поставил задачу техсоставу «разукрасить» все самолеты. Эмблема наносилась на правый борт под откидной частью фонаря кабины, где лакокрасочное покрытие не стирается стремянками, обмундированием и обувью. И постепенно символикой в виде тигра в прыжке над горными вершинами «обзавелись» все шестнадцать боевых самолетов эскадрильи.

- Ну, и по устоявшейся со времен Великой Отечественной войны традиции, на борта самолетов мы наносили отметки за боевые вылеты в Афганистане. Каждая звездочка символизировала десять вылетов. Звездочки накрашивали техники самолетов белой краской по трафарету на левом борту под неподвижной частью фонаря. Их изображали по пять или семь штук в ряд. Больше всего звездочек по окончанию командировки имели наши самолеты № 40 и 53 - по 14 штук, а также №№ 50, 51 и 54 - по 15 отметок каждый. А № 50 – это самолет командира эскадрильи Бондаренко, - завершил свой рассказ В.Н. Калюжный.

Сейчас Владимир Михайлович Бондаренко на пенсии и живет в г. Ставрополе, а Владимир Николаевич Калюжный, также военный пенсионер, проживает в родной станице Отрадной.

На фото: В.Н. Калюжный и В.М. Бондаренко на аэродроме Какайды (Узбекистан).
Виктория ГАЛАГАН.
Рубрика: Общество
 
Новости

«Ограниченный контингент»… людей долга и чести

Дата публикации: 15.02.2022

15 февраля исполняется 33 года со дня окончания вывода советских войск или, как их называли, ограниченного контингента советских войск из Афганистана

Есть ли место творчеству на войне?

Командир авиационной эскадрильи, подполковник Владимир Михайлович Бондаренко и его заместитель по инженерно-авиационной службе, майор Владимир Николаевич Калюжный честно, достойно и, если можно так сказать, творчески исполнили свой интернациональный долг.

Они оба родом из Отрадненского района, оба закончили школу № 1, которая сейчас носит имя Колесника А.С. Только жили в детстве: В.М. Бондаренко – в хут. Грушка, а В.Н. Калюжный – в ст. Отрадной. Куда только не забрасывала судьба и служба Родине двух товарищей, избравших военную профессию. Но боевые задачи однажды свели их вместе на границе СССР и Афганистана. И не просто свели… А в одной авиационной эскадрилье им предстояло обеспечивать прикрытие вывода наших войск из Афганистана.

К тому времени активные боевые действия уже не велись. Цели вылетов определялись по данным разведки (в том числе и агентурной) и радиоперехватов сообщений противников. С аэродрома Какайды (ныне Узбекистан) В.М. Бондаренко, как командир эскадрильи и летчик, должен был «работать» по целям на территории Афганистана.

- Характерные цели были следующие: караваны на переходах и в местах ночевок, штабы исламских комитетов, склады с боеприпасами, укрепрайоны, огневые точки, скопления живой силы противника, - вспоминает Владимир Николаевич.

В свою очередь, В.Н. Калюжный, как инженер, днем и ночью устранял все технические недостатки и отказы, выявленные во время полетов.

Рассказ об «афганском» эпизоде службы наших земляков был бы неполным без упоминания о так называемой «бортовой живописи». Как-то родилась в эскадрилье В.М. Бондаренко идея нанести на борта своих самолетов собственную уникальную эмблему.

- В качестве арт-персонажа личный состав единодушно выбрал амурского тигра. По замыслу инициативной группы, тигр отражал место базирования 302-го авиационного полка истребителей-бомбардировщиков – поселок Переяславка в Хабаровском крае. А самолеты именно этого полка «прибыли» с Дальнего Востока на границу с Афганистаном для обеспечения прикрытия вывода наших войск, - рассказывает В.Н. Калюжный.

«Мастеров кисти и холста», кто бы мог достойно на художественном уровне изобразить грозного хищника, среди летного состава и инженерно-авиационной службы эскадрильи не нашлось. И тогда один из офицеров, будучи на побывке дома, обратился к знакомой художнице, которая сделала несколько эскизов.

- В итоге для «бортовой живописи» был выбран вариант, изображающий тигра в прыжке. Рисунок немного доработали, слегка изменив морду хищника. На большой лист ватмана перенесли его изображение «по клеточкам», увеличив до нужного размера. Один из наших техников изготовил трафарет. Чтобы оценить, как картинка будет смотреться вживую, решено было это «художество» на чем-нибудь опробовать. Сперва рисунок нанесли на двери кабины грузовика «Урал», затем на борт ЗИЛа-131. Результат сначала не сильно впечатлил. «Хозяин тайги» издалека был похож скорее на кошку и в целом складывалось ощущение, что чего-то не хватает: маленькой детали, штриха... Кто-то предложил дополнить рисунок изображением трех горных вершин. И тут, что называется, все сошлось. Картинка приобрела осмысленное значение - теперь эмблема символизировала перелет-«прыжок» «амурских тигров» через всю страну - от дальневосточных сопок до заснеженных пиков Гиндукуша (Афганистан), - вспоминает Владимир Николаевич.

В окончательном виде эмблема понравилась всем. И инженер эскадрильи В.Н. Калюжный по указанию командира эскадрильи В.М. Бондаренко поставил задачу техсоставу «разукрасить» все самолеты. Эмблема наносилась на правый борт под откидной частью фонаря кабины, где лакокрасочное покрытие не стирается стремянками, обмундированием и обувью. И постепенно символикой в виде тигра в прыжке над горными вершинами «обзавелись» все шестнадцать боевых самолетов эскадрильи.

- Ну, и по устоявшейся со времен Великой Отечественной войны традиции, на борта самолетов мы наносили отметки за боевые вылеты в Афганистане. Каждая звездочка символизировала десять вылетов. Звездочки накрашивали техники самолетов белой краской по трафарету на левом борту под неподвижной частью фонаря. Их изображали по пять или семь штук в ряд. Больше всего звездочек по окончанию командировки имели наши самолеты № 40 и 53 - по 14 штук, а также №№ 50, 51 и 54 - по 15 отметок каждый. А № 50 – это самолет командира эскадрильи Бондаренко, - завершил свой рассказ В.Н. Калюжный.

Сейчас Владимир Михайлович Бондаренко на пенсии и живет в г. Ставрополе, а Владимир Николаевич Калюжный, также военный пенсионер, проживает в родной станице Отрадной.

На фото: В.Н. Калюжный и В.М. Бондаренко на аэродроме Какайды (Узбекистан).
Есть ли место творчеству на войне?

Командир авиационной эскадрильи, подполковник Владимир Михайлович Бондаренко и его заместитель по инженерно-авиационной службе, майор Владимир Николаевич Калюжный честно, достойно и, если можно так сказать, творчески исполнили свой интернациональный долг.

Они оба родом из Отрадненского района, оба закончили школу № 1, которая сейчас носит имя Колесника А.С. Только жили в детстве: В.М. Бондаренко – в хут. Грушка, а В.Н. Калюжный – в ст. Отрадной. Куда только не забрасывала судьба и служба Родине двух товарищей, избравших военную профессию. Но боевые задачи однажды свели их вместе на границе СССР и Афганистана. И не просто свели… А в одной авиационной эскадрилье им предстояло обеспечивать прикрытие вывода наших войск из Афганистана.

К тому времени активные боевые действия уже не велись. Цели вылетов определялись по данным разведки (в том числе и агентурной) и радиоперехватов сообщений противников. С аэродрома Какайды (ныне Узбекистан) В.М. Бондаренко, как командир эскадрильи и летчик, должен был «работать» по целям на территории Афганистана.

- Характерные цели были следующие: караваны на переходах и в местах ночевок, штабы исламских комитетов, склады с боеприпасами, укрепрайоны, огневые точки, скопления живой силы противника, - вспоминает Владимир Николаевич.

В свою очередь, В.Н. Калюжный, как инженер, днем и ночью устранял все технические недостатки и отказы, выявленные во время полетов.

Рассказ об «афганском» эпизоде службы наших земляков был бы неполным без упоминания о так называемой «бортовой живописи». Как-то родилась в эскадрилье В.М. Бондаренко идея нанести на борта своих самолетов собственную уникальную эмблему.

- В качестве арт-персонажа личный состав единодушно выбрал амурского тигра. По замыслу инициативной группы, тигр отражал место базирования 302-го авиационного полка истребителей-бомбардировщиков – поселок Переяславка в Хабаровском крае. А самолеты именно этого полка «прибыли» с Дальнего Востока на границу с Афганистаном для обеспечения прикрытия вывода наших войск, - рассказывает В.Н. Калюжный.

«Мастеров кисти и холста», кто бы мог достойно на художественном уровне изобразить грозного хищника, среди летного состава и инженерно-авиационной службы эскадрильи не нашлось. И тогда один из офицеров, будучи на побывке дома, обратился к знакомой художнице, которая сделала несколько эскизов.

- В итоге для «бортовой живописи» был выбран вариант, изображающий тигра в прыжке. Рисунок немного доработали, слегка изменив морду хищника. На большой лист ватмана перенесли его изображение «по клеточкам», увеличив до нужного размера. Один из наших техников изготовил трафарет. Чтобы оценить, как картинка будет смотреться вживую, решено было это «художество» на чем-нибудь опробовать. Сперва рисунок нанесли на двери кабины грузовика «Урал», затем на борт ЗИЛа-131. Результат сначала не сильно впечатлил. «Хозяин тайги» издалека был похож скорее на кошку и в целом складывалось ощущение, что чего-то не хватает: маленькой детали, штриха... Кто-то предложил дополнить рисунок изображением трех горных вершин. И тут, что называется, все сошлось. Картинка приобрела осмысленное значение - теперь эмблема символизировала перелет-«прыжок» «амурских тигров» через всю страну - от дальневосточных сопок до заснеженных пиков Гиндукуша (Афганистан), - вспоминает Владимир Николаевич.

В окончательном виде эмблема понравилась всем. И инженер эскадрильи В.Н. Калюжный по указанию командира эскадрильи В.М. Бондаренко поставил задачу техсоставу «разукрасить» все самолеты. Эмблема наносилась на правый борт под откидной частью фонаря кабины, где лакокрасочное покрытие не стирается стремянками, обмундированием и обувью. И постепенно символикой в виде тигра в прыжке над горными вершинами «обзавелись» все шестнадцать боевых самолетов эскадрильи.

- Ну, и по устоявшейся со времен Великой Отечественной войны традиции, на борта самолетов мы наносили отметки за боевые вылеты в Афганистане. Каждая звездочка символизировала десять вылетов. Звездочки накрашивали техники самолетов белой краской по трафарету на левом борту под неподвижной частью фонаря. Их изображали по пять или семь штук в ряд. Больше всего звездочек по окончанию командировки имели наши самолеты № 40 и 53 - по 14 штук, а также №№ 50, 51 и 54 - по 15 отметок каждый. А № 50 – это самолет командира эскадрильи Бондаренко, - завершил свой рассказ В.Н. Калюжный.

Сейчас Владимир Михайлович Бондаренко на пенсии и живет в г. Ставрополе, а Владимир Николаевич Калюжный, также военный пенсионер, проживает в родной станице Отрадной.

На фото: В.Н. Калюжный и В.М. Бондаренко на аэродроме Какайды (Узбекистан).
Виктория ГАЛАГАН.
Рубрика: Общество