Сельская жизнь
Сайт общественно-политической газеты Отрадненского района Краснодарского края
Газета издается с 10 сентября 1930 г.
$ 93.25 € 99.36
       
 
Новости

Динамичное развитие экономики Кубани - залог стабильного роста доходов краевого бюджета

Дата публикации: 23.03.2024

На Кубани, несмотря на все сложности, сохраняется положительная динамика в развитии экономики. О том, как это удается, районной газете рассказал депутат Законодательного Собрания Краснодарского края, председатель комитета по вопросам финансово-бюджетной, налоговой, экономической политики, предпринимательству и финансовым рынкам Иван Петрович Артеменко.

- Иван Петрович, сейчас подводятся предварительные итоги 2023 года. Как можно оценить работу, проделанную кубанскими парламентариями в прошлом году по восстановлению и развитию экономики региона?

- На протяжении всего 2023 года основные отрасли краевой экономики демонстрировали высокую устойчивую динамику. Это позволило предварительно оценить номинальный объем ВРП края на уровне 4 трлн рублей, а его реальный рост – на уровне 103,0%. Опережающую динамику показали промышленность, транспортный комплекс, оптовая и розничная торговля, где темпы роста по итогам года достигли 104-106%. На долю этих отраслей приходится 46% в структуре ВРП.

Индекс промышленного производства составил 104,3% и превысил динамику 2022 года – 103,8%. На протяжении трех последних лет рост краевой промышленности опережает российский индекс промпроизвоства, а доля Краснодарского края в российской промышленности увеличилась с 1,6% в 2019 году до 1,7% в 2023 году.

Рост услуг в транспортном комплексе достиг 106,3%, что обусловлено увеличением перевалки грузов через морские порты края, ростом грузооборота трубопроводного, автомобильного и железнодорожного транспорта, а также высокой динамикой пассажиропотока, в том числе и на курорты края.

Численность отдыхающих возросла на 7%, превысив 18,6 млн человек.

Рост продемонстрировали все сектора потребительского рынка: самый заметный – розничная торговля – 106,1%. Оборот общественного питания увеличен на 1,3%, объемы платного обслуживания населения – на 1,6%.

Самый высокий рост среди отраслей экономики достигнут в оптовой торговле – организации оптовой торговли увеличили товарооборот на 18,3%. Положительный тренд обеспечен за счет увеличения числа логистических комплексов и распределительных центров на территории Краснодарского края.

Положительная динамика в реальном секторе экономики позволила получить позитивный тренд уровня жизни населения и состояния рынка труда.

Заработная плата достигла 55,7 тыс. руб., демонстрируя существенный рост в номинальном (114,5%) и в реальном (107,7%) выражении.

Уровень регистрируемой безработицы в декабре 2023 года показал исторически низкий уровень – 0,3% от численности рабочей силы. Численность зарегистрированных безработных за год снизилась с 14,0 до 9,5 тыс. человек.

Яркой характеристикой оперативной адаптации экономики в складывающихся новых условиях и основной оценкой своевременно принятых на федеральном и региональном уровне мер по поддержке бизнеса является положительная динамика собственных доходов бюджета Краснодарского края. По итогам 2023 года в краевую казну поступило почти 383,4 миллиарда рублей налоговых и неналоговых доходов с ростом на 23,1% к аналогичному периоду прошлого года и перевыполнением плана на 9,8%.

Рост экономических показателей проецируется на поступление таких бюджетообразующих источников, как налог на прибыль организаций с темпом роста 156,7% к уровню предыдущего года, налог на доходы физических лиц темп роста 114,9%.

Положительная динамика в развитии малого бизнеса характеризуется ростом поступлений по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения - 110,1%, налогу на профессиональный доход - 179,5%.

Немаловажная роль в достижении этих результатов принадлежит кубанскому парламенту. Помимо усиленной контрольной работы за поступлением бюджетных средств и их эффективным использованием в рамках государственных программ, комитет занимался законотворческой работой, направленной на создание условий для эффективного становления и динамичного развития бизнеса.

В сентябре прошлого года Законодательным Собранием в Государственную Думу была внесена законодательная инициатива - проект федерального закона «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"».

Законопроектом предлагается установить право микрофинансовой организации выдавать юридическому лицу микрозаём на сумму основного долга семь миллионов рублей; а заёмщику, "самозанятому", если эта сумма не превышает один миллион рублей. Действующим законодательством установлены ограничения: сумма основного долга не может превышать пять миллионов рублей; а у самозанятых - 500 тысяч рублей.

Бизнес-сообществом Краснодарского края и иных субъектов Российской Федерации отмечается потенциальная возможность вложения более значительных сумм денежных средств в финансово-хозяйственную деятельность предпринимателей. Ожидается, что данные изменения положительно скажутся на формировании имущественной базы субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе на росте финансовой устойчивости организаций (индивидуальных предпринимателей), достаточности собственных оборотных средств для осуществления текущей деятельности и уменьшении краткосрочных обязательств перед иными сторонами договоров.

Предварительно этот проект был поддержан Комиссией Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству, Центральным банком Российской Федерации.

Сейчас проект в профильном Комитете Государственной Думы на рассмотрении с учетом поступивших на него отзывов.

- Какие новые законодательные нормы были приняты для поддержки ключевых отраслей экономики региона?

- В марте 2023 года был принят Закон Краснодарского края «О внесении изменений в статью 73 Закона Краснодарского края «О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае», устанавливающий срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами МСП арендуемого краевого движимого госимущества (при реализации преимущественного права на его приобретение) не менее трех и не более пяти лет по выбору субъекта МСП.

Законом Краснодарского края от 21 июля 2023 года № 4959-КЗ «О внесении изменения в статью 2 Закона Краснодарского края "Об установлении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков Краснодарского края"» продлено до 1 января 2025 года применение пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций в размере 13,5 процентов в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты, управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков и их резидентов индустриальных (промышленных) парков.

Законом Краснодарского края от 03.02.2023 N 4846-КЗ «О внесении изменения в статью 3 Закона Краснодарского края "О налоге на имущество организаций"» предусмотрено продление на 2023 год налоговой льготы в размере 99,0 процента для организаций, оказывающих услуги по организации отдыха и оздоровления детей, санаторно-курортному лечению, в том числе в амбулаторных условиях. Эта льгота продлена и на 2024 год.

- Если говорить в целом о структуре налоговых и неналоговых поступлений в бюджет региона, какие главные тенденции Вы видите?

- Устойчивость краевой экономики обеспечивает стабильность поступления доходов в бюджетную систему. По оперативной информации министерства финансов Краснодарского края доходы краевого бюджета в 2023 году составили - 506334,7 млн рублей.

Традиционно основную часть доходов бюджета формируют предприятия потребительской сферы, топливно-энергетического комплекса, сельского хозяйства, отраслей транспорта, строительства, обрабатывающих производств.

Основной вклад в улучшение показателей краевой промышленности продолжают вносить крупнейшие отрасли, где вырабатывается почти 70% промышленной продукции - производство пищевых продуктов, нефтепереработка, металлургия, энергетика. Вместе с тем в крае отмечается рост производства напитков, текстильных изделий, кожи и изделий из кожи, полиграфической продукции, химических веществ и продуктов, лекарственных средств и медицинских материалов, готовых металлических изделий, электрического оборудования, мебели, прочих готовых изделий. В перечисленных отраслях производится свыше 12% промышленной продукции края. Подобные показатели связаны прежде всего с объемным пакетом мер поддержки промышленников. В частности, за последние восемь лет в регионе удалось существенно модернизировать производственные мощности, запустить новые производства.

Промышленность края наращивает объемы. И региональным министерством экономики в среднесрочной перспективе планируется увеличение доли промышленности в структуре ВРП края с 12,8% в 2022 году до 13,8% в 2026 году, что положительно отразится на доходах бюджета.

- Если говорить о бюджете на 2024 год и прогнозах на 2025-2026 годы, достижения каких показателей ожидает регион от кубанских промышленников?

- В последние годы отмечаем существенный рост налоговых и неналоговых поступлений от предприятий обрабатывающей промышленности. Только за истекший 2023 год зачисления в краевой бюджет от промышленных предприятий возросли к предыдущему году в 1,5 раза, а по налогу на прибыль в 2,1 раза.

В январе-декабре 2023 г. в краевой бюджет по основным видам деятельности, относящимся к промышленности, перечислено более 23 млрд рублей налоговых и неналоговых доходов, или 167,4% к аналогичному периоду прошлого года.

Прогнозом социально-экономического развития Краснодарского края на 2024 год индекс промышленного производства оценен на уровне 107,4%.

В структуре налоговых доходов консолидированного бюджета края налоговые поступления от обрабатывающих производств составят порядка 8,9%.

- Какое место в структуре бюджета региона сейчас занимает традиционно сильная отрасль АПК?

- Если говорить о поступлении налоговых доходов от этой отрасли в бюджет края, то следует учитывать применяемый сельхозтоваропроизводителями льготный режим налогообложения (есхн) который заменяет уплату ряда ключевых налогов (налоги на доходы и имущество). Поэтому в структуре налоговых доходов доля отрасль порядка 5 процентов. При этом на поступление доходов значительное влияние оказывает такой фактор как погодные условия.

В 2023 году избыточное количество осадков в весенне-летний период негативно отразились на урожайности озимых колосовых культур, а летние засуха и суховеи вызвали ускоренное созревание пропашных культур и ухудшение состояния посевов, что повлияло на снижение их урожайности. В этой связи в 2023 году объем валовой продукции сельского хозяйства оценивается в сумме 570,6 млрд руб. с темпом 94,7% к уровню 2022 года.

Прогнозом на 2024 год предусмотрено доведение валовой продукции сельского хозяйства до 628,3 млрд руб. с приростом к оценке 2023 года на 5,2%. Достижению таких параметров будет способствовать увеличение производства всех основных видов сельхозпродукции: от 0,1% прироста производства яиц до 7,9% прироста производства плодов и ягод. Эта динамика позволит сохранить позиции отрасли в структуре собственных доходов бюджета края.

- Каким был вклад туристической отрасли в бюджет региона в 2023 году и, в частности, от курортного сбора?

- Эксперимент по взиманию средств курортного сбора на территории Краснодарского края реализуется уже шестой год. К примеру, в прошлом году в рамках курортного сбора собрано 742 млн рублей. За счет собранных средств происходит постоянное благоустройство курортной инфраструктуры: зон отдыха, парков, скверов, набережных и пляжных территорий.

Так же необходимо отметить, что с 1 января 2024 года к муниципальным образованиям Краснодарского края, являющимися участниками эксперимента, присоединились еще 5 территорий: Новороссийск, Туапсе, а также Мостовское, Псебайское и Ярославское поселения Мостовского района. Теперь региональный эксперимент реализуют на территории 16 городов и поселений.

В январе этого года кубанские парламентарии приняли решение направить в Государственную Думу законопроект, предусматривающий усиление контроля за цено-образованием на товары и услуги, подлежащие госрегулированию.

Да, в январе мы в качестве законодательной инициативы Парламента Кубани внесли в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменения в статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"».

К полномочиям региональных органов государственной власти до 2023 года было отнесено осуществление регионального государственного надзора за применением подлежащих государственному регулированию цен, тарифов на товары и услуги.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» указанное контрольное (надзорное) полномочие субъектов Российской Федерации не предусмотрено. Однако, сами полномочия субъектов по регулированию цен (тарифов, надбавок, ставок) на определенные товары, услуги продолжают действовать. Органы исполнительной власти края устанавливают регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам и по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок; наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях. Техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Лицо при задержании транспортного средства должно оплачивать стоимость перемещения (в том числе погрузочно-разгрузочные работы, буксировочные работы) и хранения задержанного транспортного средства по тарифам, которые устанавливаются регионами.

Проектом федерального закона предлагается отнести к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочие по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за установлением и применением регулируемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации вышеназванных цен (тарифов, надбавок, ставок) на товары, услуги.

Проект поддержан Советом законодателей Краснодарского края и Советом законодателей Российской Федерации.

Считаем, что принятие проекта федерального закона позволит создать благоприятные условия для защиты прав граждан, эффективного исполнения требований к применению цен (тарифов), определения достоверности и экономической обоснованности цен (тарифов).

Полагаем, что другие регионы тоже это знают и видят необходимость в изменениях. Но именно мы стремимся реализовать и принимать конкретные меры для этого!

- В декабре прошлого года бюджетный комитет принял участие в рабочем совещании по обеспечению кадровой потребности предприятий промышленной отрасли края. В соответствии с рекомендациями этого совещания на базе 10 учреждений среднего профессионального образования Кубани будут созданы специальные площадки для подготовки специалистов. Сколько средств заложено на их создание в ближайшие три года?

- При поддержке администрации края для снижения дефицита в кадрах на Кубани реализуется проект «Профессионалитет».

За два года создано шесть кластеров с общим контингентом 2 743 человека. Привлечено более 510 млн рублей из федерального бюджета и 120 млн рублей из краевого.

Созданы площадки современной образовательной инфраструктуры, оснащенные высокотехнологичным оборудованием, дублирующим производственный цикл.

В проекте задействованы 24 организации и предприятия, которые просчитали свою потребность в кадрах на среднесрочную перспективу, благодаря чему доля трудоустроенных выпускников этих кластеров достигнет 85%.

Опыт участия в федеральном проекте, заинтересованность кубанских предприятий в целевой подготовке кадров поддержаны губернатором Краснодарского края В.И. Кондратьевым. По его поручению и поддержке Законодательного Собрания за 3 года будут созданы на базе профессиональных образовательных организаций 10 площадок индустриально-промышленной направленности для решения кадровых вопросов предприятий промышленности региона. На эти цели планируется выделение 500 млн рублей на 2024-2026 годы (2024 год - 150 млн рублей; 2025 год - 200 млн рублей; 2026 год - 150 млн рублей)

Совместно с министерством промышленной политики с учетом инвестиционных проектов определены 6 муниципальных образований, где на базе колледжей будут созданы современные площадки, приближенные под реальное производство под задачи конкретных предприятий.

- Какие прогнозы можно уже сегодня дать на 2024 год? На чем сегодня сосредоточена работа бюджетного комитета краевого парламента?

- Итоги первых двух месяцев текущего года настраивают на оптимистичный прогноз в экономической и бюджетной сфере. Исходя из реальных возможностей основных отраслей экономики в конце февраля текущего года на парламентской сессии доходы краевого бюджета были увеличены на 15,9 млрд рублей до 467,0 млрд рублей. Основной рост обеспечен такими бюджетообразующими источниками, как налог на прибыль организаций - более чем на 9,6 млрд рублей, налог на доходы физических лиц - на 2,8 млрд рублей. Расходы бюджета увеличились на 22,3 млрд рублей до 537,5 млрд рублей.

Комитет совместно с экономическим блоком исполнительных органов власти, налоговой службой продолжит работу по изысканию внутренних резервов доходных источников и оптимизации бюджетных расходов, по повышению эффективности использования государственного и муниципального имущества, своевременному принятию управленческих решений в процессе исполнения бюджета.

Также планируем усилить мониторинг за финансовым состоянием местных бюджетов в целях подготовки и оперативного рассмотрения предложений для решения возникающих на местах проблемных вопросов.

В план нормотворчества Законодательного Собрания Краснодарского края на 2024 год внесен проект контрольного постановления «О реализации на территории Краснодарского края законодательства в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг». Планируем провести мониторинг исполнения как федерального законодательства, так и краевого Закона «Об отдельных вопросах организации предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Краснодарского края», деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. В постановлении будут отражены результаты за последние годы, успехи, но и проблемные вопросы. По итогам даны рекомендации как профильному органу исполнительной власти, так и муниципалитетам.

- Чтобы Вы пожелали в 2024 году землякам?

- Названные в интервью цифры роста экономики Кубани и доходов краевого бюджета позволяют с уверенностью сказать, что все социальные обязательства краевой власти перед жителями Кубани будут безусловно выполнены!

Поэтому я желаю землякам уверенности в будущем, мира, крепкого здоровья, благополучия родным и близким!
- Иван Петрович, сейчас подводятся предварительные итоги 2023 года. Как можно оценить работу, проделанную кубанскими парламентариями в прошлом году по восстановлению и развитию экономики региона?

- На протяжении всего 2023 года основные отрасли краевой экономики демонстрировали высокую устойчивую динамику. Это позволило предварительно оценить номинальный объем ВРП края на уровне 4 трлн рублей, а его реальный рост – на уровне 103,0%. Опережающую динамику показали промышленность, транспортный комплекс, оптовая и розничная торговля, где темпы роста по итогам года достигли 104-106%. На долю этих отраслей приходится 46% в структуре ВРП.

Индекс промышленного производства составил 104,3% и превысил динамику 2022 года – 103,8%. На протяжении трех последних лет рост краевой промышленности опережает российский индекс промпроизвоства, а доля Краснодарского края в российской промышленности увеличилась с 1,6% в 2019 году до 1,7% в 2023 году.

Рост услуг в транспортном комплексе достиг 106,3%, что обусловлено увеличением перевалки грузов через морские порты края, ростом грузооборота трубопроводного, автомобильного и железнодорожного транспорта, а также высокой динамикой пассажиропотока, в том числе и на курорты края.

Численность отдыхающих возросла на 7%, превысив 18,6 млн человек.

Рост продемонстрировали все сектора потребительского рынка: самый заметный – розничная торговля – 106,1%. Оборот общественного питания увеличен на 1,3%, объемы платного обслуживания населения – на 1,6%.

Самый высокий рост среди отраслей экономики достигнут в оптовой торговле – организации оптовой торговли увеличили товарооборот на 18,3%. Положительный тренд обеспечен за счет увеличения числа логистических комплексов и распределительных центров на территории Краснодарского края.

Положительная динамика в реальном секторе экономики позволила получить позитивный тренд уровня жизни населения и состояния рынка труда.

Заработная плата достигла 55,7 тыс. руб., демонстрируя существенный рост в номинальном (114,5%) и в реальном (107,7%) выражении.

Уровень регистрируемой безработицы в декабре 2023 года показал исторически низкий уровень – 0,3% от численности рабочей силы. Численность зарегистрированных безработных за год снизилась с 14,0 до 9,5 тыс. человек.

Яркой характеристикой оперативной адаптации экономики в складывающихся новых условиях и основной оценкой своевременно принятых на федеральном и региональном уровне мер по поддержке бизнеса является положительная динамика собственных доходов бюджета Краснодарского края. По итогам 2023 года в краевую казну поступило почти 383,4 миллиарда рублей налоговых и неналоговых доходов с ростом на 23,1% к аналогичному периоду прошлого года и перевыполнением плана на 9,8%.

Рост экономических показателей проецируется на поступление таких бюджетообразующих источников, как налог на прибыль организаций с темпом роста 156,7% к уровню предыдущего года, налог на доходы физических лиц темп роста 114,9%.

Положительная динамика в развитии малого бизнеса характеризуется ростом поступлений по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения - 110,1%, налогу на профессиональный доход - 179,5%.

Немаловажная роль в достижении этих результатов принадлежит кубанскому парламенту. Помимо усиленной контрольной работы за поступлением бюджетных средств и их эффективным использованием в рамках государственных программ, комитет занимался законотворческой работой, направленной на создание условий для эффективного становления и динамичного развития бизнеса.

В сентябре прошлого года Законодательным Собранием в Государственную Думу была внесена законодательная инициатива - проект федерального закона «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"».

Законопроектом предлагается установить право микрофинансовой организации выдавать юридическому лицу микрозаём на сумму основного долга семь миллионов рублей; а заёмщику, "самозанятому", если эта сумма не превышает один миллион рублей. Действующим законодательством установлены ограничения: сумма основного долга не может превышать пять миллионов рублей; а у самозанятых - 500 тысяч рублей.

Бизнес-сообществом Краснодарского края и иных субъектов Российской Федерации отмечается потенциальная возможность вложения более значительных сумм денежных средств в финансово-хозяйственную деятельность предпринимателей. Ожидается, что данные изменения положительно скажутся на формировании имущественной базы субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе на росте финансовой устойчивости организаций (индивидуальных предпринимателей), достаточности собственных оборотных средств для осуществления текущей деятельности и уменьшении краткосрочных обязательств перед иными сторонами договоров.

Предварительно этот проект был поддержан Комиссией Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству, Центральным банком Российской Федерации.

Сейчас проект в профильном Комитете Государственной Думы на рассмотрении с учетом поступивших на него отзывов.

- Какие новые законодательные нормы были приняты для поддержки ключевых отраслей экономики региона?

- В марте 2023 года был принят Закон Краснодарского края «О внесении изменений в статью 73 Закона Краснодарского края «О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае», устанавливающий срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами МСП арендуемого краевого движимого госимущества (при реализации преимущественного права на его приобретение) не менее трех и не более пяти лет по выбору субъекта МСП.

Законом Краснодарского края от 21 июля 2023 года № 4959-КЗ «О внесении изменения в статью 2 Закона Краснодарского края "Об установлении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков Краснодарского края"» продлено до 1 января 2025 года применение пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций в размере 13,5 процентов в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты, управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков и их резидентов индустриальных (промышленных) парков.

Законом Краснодарского края от 03.02.2023 N 4846-КЗ «О внесении изменения в статью 3 Закона Краснодарского края "О налоге на имущество организаций"» предусмотрено продление на 2023 год налоговой льготы в размере 99,0 процента для организаций, оказывающих услуги по организации отдыха и оздоровления детей, санаторно-курортному лечению, в том числе в амбулаторных условиях. Эта льгота продлена и на 2024 год.

- Если говорить в целом о структуре налоговых и неналоговых поступлений в бюджет региона, какие главные тенденции Вы видите?

- Устойчивость краевой экономики обеспечивает стабильность поступления доходов в бюджетную систему. По оперативной информации министерства финансов Краснодарского края доходы краевого бюджета в 2023 году составили - 506334,7 млн рублей.

Традиционно основную часть доходов бюджета формируют предприятия потребительской сферы, топливно-энергетического комплекса, сельского хозяйства, отраслей транспорта, строительства, обрабатывающих производств.

Основной вклад в улучшение показателей краевой промышленности продолжают вносить крупнейшие отрасли, где вырабатывается почти 70% промышленной продукции - производство пищевых продуктов, нефтепереработка, металлургия, энергетика. Вместе с тем в крае отмечается рост производства напитков, текстильных изделий, кожи и изделий из кожи, полиграфической продукции, химических веществ и продуктов, лекарственных средств и медицинских материалов, готовых металлических изделий, электрического оборудования, мебели, прочих готовых изделий. В перечисленных отраслях производится свыше 12% промышленной продукции края. Подобные показатели связаны прежде всего с объемным пакетом мер поддержки промышленников. В частности, за последние восемь лет в регионе удалось существенно модернизировать производственные мощности, запустить новые производства.

Промышленность края наращивает объемы. И региональным министерством экономики в среднесрочной перспективе планируется увеличение доли промышленности в структуре ВРП края с 12,8% в 2022 году до 13,8% в 2026 году, что положительно отразится на доходах бюджета.

- Если говорить о бюджете на 2024 год и прогнозах на 2025-2026 годы, достижения каких показателей ожидает регион от кубанских промышленников?

- В последние годы отмечаем существенный рост налоговых и неналоговых поступлений от предприятий обрабатывающей промышленности. Только за истекший 2023 год зачисления в краевой бюджет от промышленных предприятий возросли к предыдущему году в 1,5 раза, а по налогу на прибыль в 2,1 раза.

В январе-декабре 2023 г. в краевой бюджет по основным видам деятельности, относящимся к промышленности, перечислено более 23 млрд рублей налоговых и неналоговых доходов, или 167,4% к аналогичному периоду прошлого года.

Прогнозом социально-экономического развития Краснодарского края на 2024 год индекс промышленного производства оценен на уровне 107,4%.

В структуре налоговых доходов консолидированного бюджета края налоговые поступления от обрабатывающих производств составят порядка 8,9%.

- Какое место в структуре бюджета региона сейчас занимает традиционно сильная отрасль АПК?

- Если говорить о поступлении налоговых доходов от этой отрасли в бюджет края, то следует учитывать применяемый сельхозтоваропроизводителями льготный режим налогообложения (есхн) который заменяет уплату ряда ключевых налогов (налоги на доходы и имущество). Поэтому в структуре налоговых доходов доля отрасль порядка 5 процентов. При этом на поступление доходов значительное влияние оказывает такой фактор как погодные условия.

В 2023 году избыточное количество осадков в весенне-летний период негативно отразились на урожайности озимых колосовых культур, а летние засуха и суховеи вызвали ускоренное созревание пропашных культур и ухудшение состояния посевов, что повлияло на снижение их урожайности. В этой связи в 2023 году объем валовой продукции сельского хозяйства оценивается в сумме 570,6 млрд руб. с темпом 94,7% к уровню 2022 года.

Прогнозом на 2024 год предусмотрено доведение валовой продукции сельского хозяйства до 628,3 млрд руб. с приростом к оценке 2023 года на 5,2%. Достижению таких параметров будет способствовать увеличение производства всех основных видов сельхозпродукции: от 0,1% прироста производства яиц до 7,9% прироста производства плодов и ягод. Эта динамика позволит сохранить позиции отрасли в структуре собственных доходов бюджета края.

- Каким был вклад туристической отрасли в бюджет региона в 2023 году и, в частности, от курортного сбора?

- Эксперимент по взиманию средств курортного сбора на территории Краснодарского края реализуется уже шестой год. К примеру, в прошлом году в рамках курортного сбора собрано 742 млн рублей. За счет собранных средств происходит постоянное благоустройство курортной инфраструктуры: зон отдыха, парков, скверов, набережных и пляжных территорий.

Так же необходимо отметить, что с 1 января 2024 года к муниципальным образованиям Краснодарского края, являющимися участниками эксперимента, присоединились еще 5 территорий: Новороссийск, Туапсе, а также Мостовское, Псебайское и Ярославское поселения Мостовского района. Теперь региональный эксперимент реализуют на территории 16 городов и поселений.

В январе этого года кубанские парламентарии приняли решение направить в Государственную Думу законопроект, предусматривающий усиление контроля за цено-образованием на товары и услуги, подлежащие госрегулированию.

Да, в январе мы в качестве законодательной инициативы Парламента Кубани внесли в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменения в статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"».

К полномочиям региональных органов государственной власти до 2023 года было отнесено осуществление регионального государственного надзора за применением подлежащих государственному регулированию цен, тарифов на товары и услуги.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» указанное контрольное (надзорное) полномочие субъектов Российской Федерации не предусмотрено. Однако, сами полномочия субъектов по регулированию цен (тарифов, надбавок, ставок) на определенные товары, услуги продолжают действовать. Органы исполнительной власти края устанавливают регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам и по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок; наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях. Техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Лицо при задержании транспортного средства должно оплачивать стоимость перемещения (в том числе погрузочно-разгрузочные работы, буксировочные работы) и хранения задержанного транспортного средства по тарифам, которые устанавливаются регионами.

Проектом федерального закона предлагается отнести к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочие по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за установлением и применением регулируемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации вышеназванных цен (тарифов, надбавок, ставок) на товары, услуги.

Проект поддержан Советом законодателей Краснодарского края и Советом законодателей Российской Федерации.

Считаем, что принятие проекта федерального закона позволит создать благоприятные условия для защиты прав граждан, эффективного исполнения требований к применению цен (тарифов), определения достоверности и экономической обоснованности цен (тарифов).

Полагаем, что другие регионы тоже это знают и видят необходимость в изменениях. Но именно мы стремимся реализовать и принимать конкретные меры для этого!

- В декабре прошлого года бюджетный комитет принял участие в рабочем совещании по обеспечению кадровой потребности предприятий промышленной отрасли края. В соответствии с рекомендациями этого совещания на базе 10 учреждений среднего профессионального образования Кубани будут созданы специальные площадки для подготовки специалистов. Сколько средств заложено на их создание в ближайшие три года?

- При поддержке администрации края для снижения дефицита в кадрах на Кубани реализуется проект «Профессионалитет».

За два года создано шесть кластеров с общим контингентом 2 743 человека. Привлечено более 510 млн рублей из федерального бюджета и 120 млн рублей из краевого.

Созданы площадки современной образовательной инфраструктуры, оснащенные высокотехнологичным оборудованием, дублирующим производственный цикл.

В проекте задействованы 24 организации и предприятия, которые просчитали свою потребность в кадрах на среднесрочную перспективу, благодаря чему доля трудоустроенных выпускников этих кластеров достигнет 85%.

Опыт участия в федеральном проекте, заинтересованность кубанских предприятий в целевой подготовке кадров поддержаны губернатором Краснодарского края В.И. Кондратьевым. По его поручению и поддержке Законодательного Собрания за 3 года будут созданы на базе профессиональных образовательных организаций 10 площадок индустриально-промышленной направленности для решения кадровых вопросов предприятий промышленности региона. На эти цели планируется выделение 500 млн рублей на 2024-2026 годы (2024 год - 150 млн рублей; 2025 год - 200 млн рублей; 2026 год - 150 млн рублей)

Совместно с министерством промышленной политики с учетом инвестиционных проектов определены 6 муниципальных образований, где на базе колледжей будут созданы современные площадки, приближенные под реальное производство под задачи конкретных предприятий.

- Какие прогнозы можно уже сегодня дать на 2024 год? На чем сегодня сосредоточена работа бюджетного комитета краевого парламента?

- Итоги первых двух месяцев текущего года настраивают на оптимистичный прогноз в экономической и бюджетной сфере. Исходя из реальных возможностей основных отраслей экономики в конце февраля текущего года на парламентской сессии доходы краевого бюджета были увеличены на 15,9 млрд рублей до 467,0 млрд рублей. Основной рост обеспечен такими бюджетообразующими источниками, как налог на прибыль организаций - более чем на 9,6 млрд рублей, налог на доходы физических лиц - на 2,8 млрд рублей. Расходы бюджета увеличились на 22,3 млрд рублей до 537,5 млрд рублей.

Комитет совместно с экономическим блоком исполнительных органов власти, налоговой службой продолжит работу по изысканию внутренних резервов доходных источников и оптимизации бюджетных расходов, по повышению эффективности использования государственного и муниципального имущества, своевременному принятию управленческих решений в процессе исполнения бюджета.

Также планируем усилить мониторинг за финансовым состоянием местных бюджетов в целях подготовки и оперативного рассмотрения предложений для решения возникающих на местах проблемных вопросов.

В план нормотворчества Законодательного Собрания Краснодарского края на 2024 год внесен проект контрольного постановления «О реализации на территории Краснодарского края законодательства в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг». Планируем провести мониторинг исполнения как федерального законодательства, так и краевого Закона «Об отдельных вопросах организации предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Краснодарского края», деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. В постановлении будут отражены результаты за последние годы, успехи, но и проблемные вопросы. По итогам даны рекомендации как профильному органу исполнительной власти, так и муниципалитетам.

- Чтобы Вы пожелали в 2024 году землякам?

- Названные в интервью цифры роста экономики Кубани и доходов краевого бюджета позволяют с уверенностью сказать, что все социальные обязательства краевой власти перед жителями Кубани будут безусловно выполнены!

Поэтому я желаю землякам уверенности в будущем, мира, крепкого здоровья, благополучия родным и близким!
Рубрика: Официально
 
Новости

Динамичное развитие экономики Кубани - залог стабильного роста доходов краевого бюджета

Дата публикации: 23.03.2024

На Кубани, несмотря на все сложности, сохраняется положительная динамика в развитии экономики. О том, как это удается, районной газете рассказал депутат Законодательного Собрания Краснодарского края, председатель комитета по вопросам финансово-бюджетной, налоговой, экономической политики, предпринимательству и финансовым рынкам Иван Петрович Артеменко.

- Иван Петрович, сейчас подводятся предварительные итоги 2023 года. Как можно оценить работу, проделанную кубанскими парламентариями в прошлом году по восстановлению и развитию экономики региона?

- На протяжении всего 2023 года основные отрасли краевой экономики демонстрировали высокую устойчивую динамику. Это позволило предварительно оценить номинальный объем ВРП края на уровне 4 трлн рублей, а его реальный рост – на уровне 103,0%. Опережающую динамику показали промышленность, транспортный комплекс, оптовая и розничная торговля, где темпы роста по итогам года достигли 104-106%. На долю этих отраслей приходится 46% в структуре ВРП.

Индекс промышленного производства составил 104,3% и превысил динамику 2022 года – 103,8%. На протяжении трех последних лет рост краевой промышленности опережает российский индекс промпроизвоства, а доля Краснодарского края в российской промышленности увеличилась с 1,6% в 2019 году до 1,7% в 2023 году.

Рост услуг в транспортном комплексе достиг 106,3%, что обусловлено увеличением перевалки грузов через морские порты края, ростом грузооборота трубопроводного, автомобильного и железнодорожного транспорта, а также высокой динамикой пассажиропотока, в том числе и на курорты края.

Численность отдыхающих возросла на 7%, превысив 18,6 млн человек.

Рост продемонстрировали все сектора потребительского рынка: самый заметный – розничная торговля – 106,1%. Оборот общественного питания увеличен на 1,3%, объемы платного обслуживания населения – на 1,6%.

Самый высокий рост среди отраслей экономики достигнут в оптовой торговле – организации оптовой торговли увеличили товарооборот на 18,3%. Положительный тренд обеспечен за счет увеличения числа логистических комплексов и распределительных центров на территории Краснодарского края.

Положительная динамика в реальном секторе экономики позволила получить позитивный тренд уровня жизни населения и состояния рынка труда.

Заработная плата достигла 55,7 тыс. руб., демонстрируя существенный рост в номинальном (114,5%) и в реальном (107,7%) выражении.

Уровень регистрируемой безработицы в декабре 2023 года показал исторически низкий уровень – 0,3% от численности рабочей силы. Численность зарегистрированных безработных за год снизилась с 14,0 до 9,5 тыс. человек.

Яркой характеристикой оперативной адаптации экономики в складывающихся новых условиях и основной оценкой своевременно принятых на федеральном и региональном уровне мер по поддержке бизнеса является положительная динамика собственных доходов бюджета Краснодарского края. По итогам 2023 года в краевую казну поступило почти 383,4 миллиарда рублей налоговых и неналоговых доходов с ростом на 23,1% к аналогичному периоду прошлого года и перевыполнением плана на 9,8%.

Рост экономических показателей проецируется на поступление таких бюджетообразующих источников, как налог на прибыль организаций с темпом роста 156,7% к уровню предыдущего года, налог на доходы физических лиц темп роста 114,9%.

Положительная динамика в развитии малого бизнеса характеризуется ростом поступлений по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения - 110,1%, налогу на профессиональный доход - 179,5%.

Немаловажная роль в достижении этих результатов принадлежит кубанскому парламенту. Помимо усиленной контрольной работы за поступлением бюджетных средств и их эффективным использованием в рамках государственных программ, комитет занимался законотворческой работой, направленной на создание условий для эффективного становления и динамичного развития бизнеса.

В сентябре прошлого года Законодательным Собранием в Государственную Думу была внесена законодательная инициатива - проект федерального закона «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"».

Законопроектом предлагается установить право микрофинансовой организации выдавать юридическому лицу микрозаём на сумму основного долга семь миллионов рублей; а заёмщику, "самозанятому", если эта сумма не превышает один миллион рублей. Действующим законодательством установлены ограничения: сумма основного долга не может превышать пять миллионов рублей; а у самозанятых - 500 тысяч рублей.

Бизнес-сообществом Краснодарского края и иных субъектов Российской Федерации отмечается потенциальная возможность вложения более значительных сумм денежных средств в финансово-хозяйственную деятельность предпринимателей. Ожидается, что данные изменения положительно скажутся на формировании имущественной базы субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе на росте финансовой устойчивости организаций (индивидуальных предпринимателей), достаточности собственных оборотных средств для осуществления текущей деятельности и уменьшении краткосрочных обязательств перед иными сторонами договоров.

Предварительно этот проект был поддержан Комиссией Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству, Центральным банком Российской Федерации.

Сейчас проект в профильном Комитете Государственной Думы на рассмотрении с учетом поступивших на него отзывов.

- Какие новые законодательные нормы были приняты для поддержки ключевых отраслей экономики региона?

- В марте 2023 года был принят Закон Краснодарского края «О внесении изменений в статью 73 Закона Краснодарского края «О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае», устанавливающий срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами МСП арендуемого краевого движимого госимущества (при реализации преимущественного права на его приобретение) не менее трех и не более пяти лет по выбору субъекта МСП.

Законом Краснодарского края от 21 июля 2023 года № 4959-КЗ «О внесении изменения в статью 2 Закона Краснодарского края "Об установлении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков Краснодарского края"» продлено до 1 января 2025 года применение пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций в размере 13,5 процентов в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты, управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков и их резидентов индустриальных (промышленных) парков.

Законом Краснодарского края от 03.02.2023 N 4846-КЗ «О внесении изменения в статью 3 Закона Краснодарского края "О налоге на имущество организаций"» предусмотрено продление на 2023 год налоговой льготы в размере 99,0 процента для организаций, оказывающих услуги по организации отдыха и оздоровления детей, санаторно-курортному лечению, в том числе в амбулаторных условиях. Эта льгота продлена и на 2024 год.

- Если говорить в целом о структуре налоговых и неналоговых поступлений в бюджет региона, какие главные тенденции Вы видите?

- Устойчивость краевой экономики обеспечивает стабильность поступления доходов в бюджетную систему. По оперативной информации министерства финансов Краснодарского края доходы краевого бюджета в 2023 году составили - 506334,7 млн рублей.

Традиционно основную часть доходов бюджета формируют предприятия потребительской сферы, топливно-энергетического комплекса, сельского хозяйства, отраслей транспорта, строительства, обрабатывающих производств.

Основной вклад в улучшение показателей краевой промышленности продолжают вносить крупнейшие отрасли, где вырабатывается почти 70% промышленной продукции - производство пищевых продуктов, нефтепереработка, металлургия, энергетика. Вместе с тем в крае отмечается рост производства напитков, текстильных изделий, кожи и изделий из кожи, полиграфической продукции, химических веществ и продуктов, лекарственных средств и медицинских материалов, готовых металлических изделий, электрического оборудования, мебели, прочих готовых изделий. В перечисленных отраслях производится свыше 12% промышленной продукции края. Подобные показатели связаны прежде всего с объемным пакетом мер поддержки промышленников. В частности, за последние восемь лет в регионе удалось существенно модернизировать производственные мощности, запустить новые производства.

Промышленность края наращивает объемы. И региональным министерством экономики в среднесрочной перспективе планируется увеличение доли промышленности в структуре ВРП края с 12,8% в 2022 году до 13,8% в 2026 году, что положительно отразится на доходах бюджета.

- Если говорить о бюджете на 2024 год и прогнозах на 2025-2026 годы, достижения каких показателей ожидает регион от кубанских промышленников?

- В последние годы отмечаем существенный рост налоговых и неналоговых поступлений от предприятий обрабатывающей промышленности. Только за истекший 2023 год зачисления в краевой бюджет от промышленных предприятий возросли к предыдущему году в 1,5 раза, а по налогу на прибыль в 2,1 раза.

В январе-декабре 2023 г. в краевой бюджет по основным видам деятельности, относящимся к промышленности, перечислено более 23 млрд рублей налоговых и неналоговых доходов, или 167,4% к аналогичному периоду прошлого года.

Прогнозом социально-экономического развития Краснодарского края на 2024 год индекс промышленного производства оценен на уровне 107,4%.

В структуре налоговых доходов консолидированного бюджета края налоговые поступления от обрабатывающих производств составят порядка 8,9%.

- Какое место в структуре бюджета региона сейчас занимает традиционно сильная отрасль АПК?

- Если говорить о поступлении налоговых доходов от этой отрасли в бюджет края, то следует учитывать применяемый сельхозтоваропроизводителями льготный режим налогообложения (есхн) который заменяет уплату ряда ключевых налогов (налоги на доходы и имущество). Поэтому в структуре налоговых доходов доля отрасль порядка 5 процентов. При этом на поступление доходов значительное влияние оказывает такой фактор как погодные условия.

В 2023 году избыточное количество осадков в весенне-летний период негативно отразились на урожайности озимых колосовых культур, а летние засуха и суховеи вызвали ускоренное созревание пропашных культур и ухудшение состояния посевов, что повлияло на снижение их урожайности. В этой связи в 2023 году объем валовой продукции сельского хозяйства оценивается в сумме 570,6 млрд руб. с темпом 94,7% к уровню 2022 года.

Прогнозом на 2024 год предусмотрено доведение валовой продукции сельского хозяйства до 628,3 млрд руб. с приростом к оценке 2023 года на 5,2%. Достижению таких параметров будет способствовать увеличение производства всех основных видов сельхозпродукции: от 0,1% прироста производства яиц до 7,9% прироста производства плодов и ягод. Эта динамика позволит сохранить позиции отрасли в структуре собственных доходов бюджета края.

- Каким был вклад туристической отрасли в бюджет региона в 2023 году и, в частности, от курортного сбора?

- Эксперимент по взиманию средств курортного сбора на территории Краснодарского края реализуется уже шестой год. К примеру, в прошлом году в рамках курортного сбора собрано 742 млн рублей. За счет собранных средств происходит постоянное благоустройство курортной инфраструктуры: зон отдыха, парков, скверов, набережных и пляжных территорий.

Так же необходимо отметить, что с 1 января 2024 года к муниципальным образованиям Краснодарского края, являющимися участниками эксперимента, присоединились еще 5 территорий: Новороссийск, Туапсе, а также Мостовское, Псебайское и Ярославское поселения Мостовского района. Теперь региональный эксперимент реализуют на территории 16 городов и поселений.

В январе этого года кубанские парламентарии приняли решение направить в Государственную Думу законопроект, предусматривающий усиление контроля за цено-образованием на товары и услуги, подлежащие госрегулированию.

Да, в январе мы в качестве законодательной инициативы Парламента Кубани внесли в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменения в статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"».

К полномочиям региональных органов государственной власти до 2023 года было отнесено осуществление регионального государственного надзора за применением подлежащих государственному регулированию цен, тарифов на товары и услуги.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» указанное контрольное (надзорное) полномочие субъектов Российской Федерации не предусмотрено. Однако, сами полномочия субъектов по регулированию цен (тарифов, надбавок, ставок) на определенные товары, услуги продолжают действовать. Органы исполнительной власти края устанавливают регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам и по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок; наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях. Техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Лицо при задержании транспортного средства должно оплачивать стоимость перемещения (в том числе погрузочно-разгрузочные работы, буксировочные работы) и хранения задержанного транспортного средства по тарифам, которые устанавливаются регионами.

Проектом федерального закона предлагается отнести к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочие по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за установлением и применением регулируемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации вышеназванных цен (тарифов, надбавок, ставок) на товары, услуги.

Проект поддержан Советом законодателей Краснодарского края и Советом законодателей Российской Федерации.

Считаем, что принятие проекта федерального закона позволит создать благоприятные условия для защиты прав граждан, эффективного исполнения требований к применению цен (тарифов), определения достоверности и экономической обоснованности цен (тарифов).

Полагаем, что другие регионы тоже это знают и видят необходимость в изменениях. Но именно мы стремимся реализовать и принимать конкретные меры для этого!

- В декабре прошлого года бюджетный комитет принял участие в рабочем совещании по обеспечению кадровой потребности предприятий промышленной отрасли края. В соответствии с рекомендациями этого совещания на базе 10 учреждений среднего профессионального образования Кубани будут созданы специальные площадки для подготовки специалистов. Сколько средств заложено на их создание в ближайшие три года?

- При поддержке администрации края для снижения дефицита в кадрах на Кубани реализуется проект «Профессионалитет».

За два года создано шесть кластеров с общим контингентом 2 743 человека. Привлечено более 510 млн рублей из федерального бюджета и 120 млн рублей из краевого.

Созданы площадки современной образовательной инфраструктуры, оснащенные высокотехнологичным оборудованием, дублирующим производственный цикл.

В проекте задействованы 24 организации и предприятия, которые просчитали свою потребность в кадрах на среднесрочную перспективу, благодаря чему доля трудоустроенных выпускников этих кластеров достигнет 85%.

Опыт участия в федеральном проекте, заинтересованность кубанских предприятий в целевой подготовке кадров поддержаны губернатором Краснодарского края В.И. Кондратьевым. По его поручению и поддержке Законодательного Собрания за 3 года будут созданы на базе профессиональных образовательных организаций 10 площадок индустриально-промышленной направленности для решения кадровых вопросов предприятий промышленности региона. На эти цели планируется выделение 500 млн рублей на 2024-2026 годы (2024 год - 150 млн рублей; 2025 год - 200 млн рублей; 2026 год - 150 млн рублей)

Совместно с министерством промышленной политики с учетом инвестиционных проектов определены 6 муниципальных образований, где на базе колледжей будут созданы современные площадки, приближенные под реальное производство под задачи конкретных предприятий.

- Какие прогнозы можно уже сегодня дать на 2024 год? На чем сегодня сосредоточена работа бюджетного комитета краевого парламента?

- Итоги первых двух месяцев текущего года настраивают на оптимистичный прогноз в экономической и бюджетной сфере. Исходя из реальных возможностей основных отраслей экономики в конце февраля текущего года на парламентской сессии доходы краевого бюджета были увеличены на 15,9 млрд рублей до 467,0 млрд рублей. Основной рост обеспечен такими бюджетообразующими источниками, как налог на прибыль организаций - более чем на 9,6 млрд рублей, налог на доходы физических лиц - на 2,8 млрд рублей. Расходы бюджета увеличились на 22,3 млрд рублей до 537,5 млрд рублей.

Комитет совместно с экономическим блоком исполнительных органов власти, налоговой службой продолжит работу по изысканию внутренних резервов доходных источников и оптимизации бюджетных расходов, по повышению эффективности использования государственного и муниципального имущества, своевременному принятию управленческих решений в процессе исполнения бюджета.

Также планируем усилить мониторинг за финансовым состоянием местных бюджетов в целях подготовки и оперативного рассмотрения предложений для решения возникающих на местах проблемных вопросов.

В план нормотворчества Законодательного Собрания Краснодарского края на 2024 год внесен проект контрольного постановления «О реализации на территории Краснодарского края законодательства в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг». Планируем провести мониторинг исполнения как федерального законодательства, так и краевого Закона «Об отдельных вопросах организации предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Краснодарского края», деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. В постановлении будут отражены результаты за последние годы, успехи, но и проблемные вопросы. По итогам даны рекомендации как профильному органу исполнительной власти, так и муниципалитетам.

- Чтобы Вы пожелали в 2024 году землякам?

- Названные в интервью цифры роста экономики Кубани и доходов краевого бюджета позволяют с уверенностью сказать, что все социальные обязательства краевой власти перед жителями Кубани будут безусловно выполнены!

Поэтому я желаю землякам уверенности в будущем, мира, крепкого здоровья, благополучия родным и близким!
- Иван Петрович, сейчас подводятся предварительные итоги 2023 года. Как можно оценить работу, проделанную кубанскими парламентариями в прошлом году по восстановлению и развитию экономики региона?

- На протяжении всего 2023 года основные отрасли краевой экономики демонстрировали высокую устойчивую динамику. Это позволило предварительно оценить номинальный объем ВРП края на уровне 4 трлн рублей, а его реальный рост – на уровне 103,0%. Опережающую динамику показали промышленность, транспортный комплекс, оптовая и розничная торговля, где темпы роста по итогам года достигли 104-106%. На долю этих отраслей приходится 46% в структуре ВРП.

Индекс промышленного производства составил 104,3% и превысил динамику 2022 года – 103,8%. На протяжении трех последних лет рост краевой промышленности опережает российский индекс промпроизвоства, а доля Краснодарского края в российской промышленности увеличилась с 1,6% в 2019 году до 1,7% в 2023 году.

Рост услуг в транспортном комплексе достиг 106,3%, что обусловлено увеличением перевалки грузов через морские порты края, ростом грузооборота трубопроводного, автомобильного и железнодорожного транспорта, а также высокой динамикой пассажиропотока, в том числе и на курорты края.

Численность отдыхающих возросла на 7%, превысив 18,6 млн человек.

Рост продемонстрировали все сектора потребительского рынка: самый заметный – розничная торговля – 106,1%. Оборот общественного питания увеличен на 1,3%, объемы платного обслуживания населения – на 1,6%.

Самый высокий рост среди отраслей экономики достигнут в оптовой торговле – организации оптовой торговли увеличили товарооборот на 18,3%. Положительный тренд обеспечен за счет увеличения числа логистических комплексов и распределительных центров на территории Краснодарского края.

Положительная динамика в реальном секторе экономики позволила получить позитивный тренд уровня жизни населения и состояния рынка труда.

Заработная плата достигла 55,7 тыс. руб., демонстрируя существенный рост в номинальном (114,5%) и в реальном (107,7%) выражении.

Уровень регистрируемой безработицы в декабре 2023 года показал исторически низкий уровень – 0,3% от численности рабочей силы. Численность зарегистрированных безработных за год снизилась с 14,0 до 9,5 тыс. человек.

Яркой характеристикой оперативной адаптации экономики в складывающихся новых условиях и основной оценкой своевременно принятых на федеральном и региональном уровне мер по поддержке бизнеса является положительная динамика собственных доходов бюджета Краснодарского края. По итогам 2023 года в краевую казну поступило почти 383,4 миллиарда рублей налоговых и неналоговых доходов с ростом на 23,1% к аналогичному периоду прошлого года и перевыполнением плана на 9,8%.

Рост экономических показателей проецируется на поступление таких бюджетообразующих источников, как налог на прибыль организаций с темпом роста 156,7% к уровню предыдущего года, налог на доходы физических лиц темп роста 114,9%.

Положительная динамика в развитии малого бизнеса характеризуется ростом поступлений по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения - 110,1%, налогу на профессиональный доход - 179,5%.

Немаловажная роль в достижении этих результатов принадлежит кубанскому парламенту. Помимо усиленной контрольной работы за поступлением бюджетных средств и их эффективным использованием в рамках государственных программ, комитет занимался законотворческой работой, направленной на создание условий для эффективного становления и динамичного развития бизнеса.

В сентябре прошлого года Законодательным Собранием в Государственную Думу была внесена законодательная инициатива - проект федерального закона «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"».

Законопроектом предлагается установить право микрофинансовой организации выдавать юридическому лицу микрозаём на сумму основного долга семь миллионов рублей; а заёмщику, "самозанятому", если эта сумма не превышает один миллион рублей. Действующим законодательством установлены ограничения: сумма основного долга не может превышать пять миллионов рублей; а у самозанятых - 500 тысяч рублей.

Бизнес-сообществом Краснодарского края и иных субъектов Российской Федерации отмечается потенциальная возможность вложения более значительных сумм денежных средств в финансово-хозяйственную деятельность предпринимателей. Ожидается, что данные изменения положительно скажутся на формировании имущественной базы субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе на росте финансовой устойчивости организаций (индивидуальных предпринимателей), достаточности собственных оборотных средств для осуществления текущей деятельности и уменьшении краткосрочных обязательств перед иными сторонами договоров.

Предварительно этот проект был поддержан Комиссией Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству, Центральным банком Российской Федерации.

Сейчас проект в профильном Комитете Государственной Думы на рассмотрении с учетом поступивших на него отзывов.

- Какие новые законодательные нормы были приняты для поддержки ключевых отраслей экономики региона?

- В марте 2023 года был принят Закон Краснодарского края «О внесении изменений в статью 73 Закона Краснодарского края «О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае», устанавливающий срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами МСП арендуемого краевого движимого госимущества (при реализации преимущественного права на его приобретение) не менее трех и не более пяти лет по выбору субъекта МСП.

Законом Краснодарского края от 21 июля 2023 года № 4959-КЗ «О внесении изменения в статью 2 Закона Краснодарского края "Об установлении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков Краснодарского края"» продлено до 1 января 2025 года применение пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций в размере 13,5 процентов в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты, управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков и их резидентов индустриальных (промышленных) парков.

Законом Краснодарского края от 03.02.2023 N 4846-КЗ «О внесении изменения в статью 3 Закона Краснодарского края "О налоге на имущество организаций"» предусмотрено продление на 2023 год налоговой льготы в размере 99,0 процента для организаций, оказывающих услуги по организации отдыха и оздоровления детей, санаторно-курортному лечению, в том числе в амбулаторных условиях. Эта льгота продлена и на 2024 год.

- Если говорить в целом о структуре налоговых и неналоговых поступлений в бюджет региона, какие главные тенденции Вы видите?

- Устойчивость краевой экономики обеспечивает стабильность поступления доходов в бюджетную систему. По оперативной информации министерства финансов Краснодарского края доходы краевого бюджета в 2023 году составили - 506334,7 млн рублей.

Традиционно основную часть доходов бюджета формируют предприятия потребительской сферы, топливно-энергетического комплекса, сельского хозяйства, отраслей транспорта, строительства, обрабатывающих производств.

Основной вклад в улучшение показателей краевой промышленности продолжают вносить крупнейшие отрасли, где вырабатывается почти 70% промышленной продукции - производство пищевых продуктов, нефтепереработка, металлургия, энергетика. Вместе с тем в крае отмечается рост производства напитков, текстильных изделий, кожи и изделий из кожи, полиграфической продукции, химических веществ и продуктов, лекарственных средств и медицинских материалов, готовых металлических изделий, электрического оборудования, мебели, прочих готовых изделий. В перечисленных отраслях производится свыше 12% промышленной продукции края. Подобные показатели связаны прежде всего с объемным пакетом мер поддержки промышленников. В частности, за последние восемь лет в регионе удалось существенно модернизировать производственные мощности, запустить новые производства.

Промышленность края наращивает объемы. И региональным министерством экономики в среднесрочной перспективе планируется увеличение доли промышленности в структуре ВРП края с 12,8% в 2022 году до 13,8% в 2026 году, что положительно отразится на доходах бюджета.

- Если говорить о бюджете на 2024 год и прогнозах на 2025-2026 годы, достижения каких показателей ожидает регион от кубанских промышленников?

- В последние годы отмечаем существенный рост налоговых и неналоговых поступлений от предприятий обрабатывающей промышленности. Только за истекший 2023 год зачисления в краевой бюджет от промышленных предприятий возросли к предыдущему году в 1,5 раза, а по налогу на прибыль в 2,1 раза.

В январе-декабре 2023 г. в краевой бюджет по основным видам деятельности, относящимся к промышленности, перечислено более 23 млрд рублей налоговых и неналоговых доходов, или 167,4% к аналогичному периоду прошлого года.

Прогнозом социально-экономического развития Краснодарского края на 2024 год индекс промышленного производства оценен на уровне 107,4%.

В структуре налоговых доходов консолидированного бюджета края налоговые поступления от обрабатывающих производств составят порядка 8,9%.

- Какое место в структуре бюджета региона сейчас занимает традиционно сильная отрасль АПК?

- Если говорить о поступлении налоговых доходов от этой отрасли в бюджет края, то следует учитывать применяемый сельхозтоваропроизводителями льготный режим налогообложения (есхн) который заменяет уплату ряда ключевых налогов (налоги на доходы и имущество). Поэтому в структуре налоговых доходов доля отрасль порядка 5 процентов. При этом на поступление доходов значительное влияние оказывает такой фактор как погодные условия.

В 2023 году избыточное количество осадков в весенне-летний период негативно отразились на урожайности озимых колосовых культур, а летние засуха и суховеи вызвали ускоренное созревание пропашных культур и ухудшение состояния посевов, что повлияло на снижение их урожайности. В этой связи в 2023 году объем валовой продукции сельского хозяйства оценивается в сумме 570,6 млрд руб. с темпом 94,7% к уровню 2022 года.

Прогнозом на 2024 год предусмотрено доведение валовой продукции сельского хозяйства до 628,3 млрд руб. с приростом к оценке 2023 года на 5,2%. Достижению таких параметров будет способствовать увеличение производства всех основных видов сельхозпродукции: от 0,1% прироста производства яиц до 7,9% прироста производства плодов и ягод. Эта динамика позволит сохранить позиции отрасли в структуре собственных доходов бюджета края.

- Каким был вклад туристической отрасли в бюджет региона в 2023 году и, в частности, от курортного сбора?

- Эксперимент по взиманию средств курортного сбора на территории Краснодарского края реализуется уже шестой год. К примеру, в прошлом году в рамках курортного сбора собрано 742 млн рублей. За счет собранных средств происходит постоянное благоустройство курортной инфраструктуры: зон отдыха, парков, скверов, набережных и пляжных территорий.

Так же необходимо отметить, что с 1 января 2024 года к муниципальным образованиям Краснодарского края, являющимися участниками эксперимента, присоединились еще 5 территорий: Новороссийск, Туапсе, а также Мостовское, Псебайское и Ярославское поселения Мостовского района. Теперь региональный эксперимент реализуют на территории 16 городов и поселений.

В январе этого года кубанские парламентарии приняли решение направить в Государственную Думу законопроект, предусматривающий усиление контроля за цено-образованием на товары и услуги, подлежащие госрегулированию.

Да, в январе мы в качестве законодательной инициативы Парламента Кубани внесли в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменения в статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"».

К полномочиям региональных органов государственной власти до 2023 года было отнесено осуществление регионального государственного надзора за применением подлежащих государственному регулированию цен, тарифов на товары и услуги.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» указанное контрольное (надзорное) полномочие субъектов Российской Федерации не предусмотрено. Однако, сами полномочия субъектов по регулированию цен (тарифов, надбавок, ставок) на определенные товары, услуги продолжают действовать. Органы исполнительной власти края устанавливают регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам и по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок; наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях. Техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Лицо при задержании транспортного средства должно оплачивать стоимость перемещения (в том числе погрузочно-разгрузочные работы, буксировочные работы) и хранения задержанного транспортного средства по тарифам, которые устанавливаются регионами.

Проектом федерального закона предлагается отнести к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочие по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за установлением и применением регулируемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации вышеназванных цен (тарифов, надбавок, ставок) на товары, услуги.

Проект поддержан Советом законодателей Краснодарского края и Советом законодателей Российской Федерации.

Считаем, что принятие проекта федерального закона позволит создать благоприятные условия для защиты прав граждан, эффективного исполнения требований к применению цен (тарифов), определения достоверности и экономической обоснованности цен (тарифов).

Полагаем, что другие регионы тоже это знают и видят необходимость в изменениях. Но именно мы стремимся реализовать и принимать конкретные меры для этого!

- В декабре прошлого года бюджетный комитет принял участие в рабочем совещании по обеспечению кадровой потребности предприятий промышленной отрасли края. В соответствии с рекомендациями этого совещания на базе 10 учреждений среднего профессионального образования Кубани будут созданы специальные площадки для подготовки специалистов. Сколько средств заложено на их создание в ближайшие три года?

- При поддержке администрации края для снижения дефицита в кадрах на Кубани реализуется проект «Профессионалитет».

За два года создано шесть кластеров с общим контингентом 2 743 человека. Привлечено более 510 млн рублей из федерального бюджета и 120 млн рублей из краевого.

Созданы площадки современной образовательной инфраструктуры, оснащенные высокотехнологичным оборудованием, дублирующим производственный цикл.

В проекте задействованы 24 организации и предприятия, которые просчитали свою потребность в кадрах на среднесрочную перспективу, благодаря чему доля трудоустроенных выпускников этих кластеров достигнет 85%.

Опыт участия в федеральном проекте, заинтересованность кубанских предприятий в целевой подготовке кадров поддержаны губернатором Краснодарского края В.И. Кондратьевым. По его поручению и поддержке Законодательного Собрания за 3 года будут созданы на базе профессиональных образовательных организаций 10 площадок индустриально-промышленной направленности для решения кадровых вопросов предприятий промышленности региона. На эти цели планируется выделение 500 млн рублей на 2024-2026 годы (2024 год - 150 млн рублей; 2025 год - 200 млн рублей; 2026 год - 150 млн рублей)

Совместно с министерством промышленной политики с учетом инвестиционных проектов определены 6 муниципальных образований, где на базе колледжей будут созданы современные площадки, приближенные под реальное производство под задачи конкретных предприятий.

- Какие прогнозы можно уже сегодня дать на 2024 год? На чем сегодня сосредоточена работа бюджетного комитета краевого парламента?

- Итоги первых двух месяцев текущего года настраивают на оптимистичный прогноз в экономической и бюджетной сфере. Исходя из реальных возможностей основных отраслей экономики в конце февраля текущего года на парламентской сессии доходы краевого бюджета были увеличены на 15,9 млрд рублей до 467,0 млрд рублей. Основной рост обеспечен такими бюджетообразующими источниками, как налог на прибыль организаций - более чем на 9,6 млрд рублей, налог на доходы физических лиц - на 2,8 млрд рублей. Расходы бюджета увеличились на 22,3 млрд рублей до 537,5 млрд рублей.

Комитет совместно с экономическим блоком исполнительных органов власти, налоговой службой продолжит работу по изысканию внутренних резервов доходных источников и оптимизации бюджетных расходов, по повышению эффективности использования государственного и муниципального имущества, своевременному принятию управленческих решений в процессе исполнения бюджета.

Также планируем усилить мониторинг за финансовым состоянием местных бюджетов в целях подготовки и оперативного рассмотрения предложений для решения возникающих на местах проблемных вопросов.

В план нормотворчества Законодательного Собрания Краснодарского края на 2024 год внесен проект контрольного постановления «О реализации на территории Краснодарского края законодательства в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг». Планируем провести мониторинг исполнения как федерального законодательства, так и краевого Закона «Об отдельных вопросах организации предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Краснодарского края», деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. В постановлении будут отражены результаты за последние годы, успехи, но и проблемные вопросы. По итогам даны рекомендации как профильному органу исполнительной власти, так и муниципалитетам.

- Чтобы Вы пожелали в 2024 году землякам?

- Названные в интервью цифры роста экономики Кубани и доходов краевого бюджета позволяют с уверенностью сказать, что все социальные обязательства краевой власти перед жителями Кубани будут безусловно выполнены!

Поэтому я желаю землякам уверенности в будущем, мира, крепкого здоровья, благополучия родным и близким!
Рубрика: Официально