Сельская жизнь
Сайт общественно-политической газеты Отрадненского района Краснодарского края
Газета издается с 10 сентября 1930 г.
$ 63.57 € 70.38 сегодня -1...+6 без осадков завтра -4...+4 без осадков
      
 
Новости

Нашелся пропавший без вести земляк

Дата публикации: 19.11.2019

Поисковики сделали свое дело Уже почти 75 лет, как закончилась война, но столько ещё солдатских судеб скрыты за стандартной фразой «Пропал без вести». Но если удаётся узнать что-то о бойце, то возникает другая проблема – как найти его родственников. И начинаешь искать, но без помощи друзей, знакомых и незнакомых не обойтись. Вот и сейчас я обращаюсь к читателям районной газеты помочь найти родственников солдата.

31 октября 2019 г. в музей ст. Передовой пришло письмо, в котором говорится, что 10 июля 2015 г. в районе деревни Крюково Ярцевского района Смоленской области поисковым отрядом «Безымянный» Смоленского поискового объединения «Долг» найдены останки солдата, при котором обнаружен именной медальон погибшего в бою в августе 1941 г. Ивана Сидоровича Глущенко 1919 г.р. В медальоне указано, что он житель хутора Зубков Передовского с/с, мать Пан.... (дальше стёрто) Екатерина Андреевна. (Возможно, это Екатерина Андреевна Панченко, проживавшая в 1952 г. в ст. Надёжной.) Похоронили его в братской могиле на Поле Памяти города Ярцево Смоленской области 09.09.2016 г.

В розыскных документах Минобороны послевоенного периода за 1952 г. значится Иван Сидорович Глущенко 1919 г.р., уроженец ст. Надёжной ранее Спокойненского района. Был призван в сентябре 1939 г. на военную службу Удобинским РВК, считался пропавшим без вести в августе 1941 г. На мемориале нашей станицы в числе погибших не увековечен. В Метрических книгах ст. Передовой, по сведениям Отрадненского государственного архива, он не значится. В ст. Надёжной метрические книги утеряны во время оккупации. В документах указаны его полевая почта - ппс 883 и 2-й стрелковый полк. Это 50-я стрелковая дивизия, 6 августа 1941 г. в ходе Смоленского сражения введена в бой, наступала в районе д. Ярцево. За 17 августа 1941 г. дивизия продвинулась на 17 км, после чего заняла оборону на рубеже Рядыни-Осипово-Чистая, где до 11 сентября вела оборонительные бои.

Там поисковики нашего бойца и нашли. Значит, он не пропал без вести, а погиб. Но в списках потерь 50-й стрелковой дивизии за период с 25.06.1941 г. по 01.09.1941 г. наш Глущенко не значится. Получается, что и дивизия его потеряла. В Книге Памяти Краснодарского края (том 7) тоже его нет. Возможно, что он проходит под ошибочной фамилией - Иван Сидорович Лущенко, 1919 г.р., уроженец ст. Надёжной, пропал без вести в августе 1941г. (том 7).



Оба солдата - братья?

Хутора Зубков сейчас уже не существует, находился он ранее на другой стороне р. Уруп напротив ст. Передовой и добраться к нему можно было сначала по дамбе, а затем вброд по реке или на телеге, санях.

Но что интересно, в розыскном документе Спокойненского РВК №1/0158 от 05.04.1952 г. запрос сделан на двоих солдат: Ивана Сидоровича Глущенко и Михаила Григорьевича Панченко, 1918 г.р. У обоих совпадают многие данные: место рождения - ст. Надежная, место жительства - Передовский с/с, хутор Зубков, место призыва - Удобинский РВК, а главное - указана одна мать - Екатерина Андреевна Панченко, причём у Михаила Григорьевича ее фамилия написана полностью, а у Глущенко Ивана Сидоровича в фамилии матери сохранились только первые три буквы - Пан... Эти факты позволяют сделать предположение, что мать у них была одна, и оба солдата - братья, но с разными фамилиями (так бывало нередко), и на дату розыска - 05.04.1952 г. Екатерина Андреевна Панченко была жива.



О чем говорят архивные данные

По Михаилу Григорьевичу Панченко сведения тоже очень противоречивые и неполные. Просмотрела их и проанализировала заново. И вот результат: родился в ст. Надежной в 1918 г., жил на хуторе Зубков Передовского сельсовета, мобилизован Удобинским РВК в мае 1941 г. (В конце апреля-мая 1941 г. была объявлена частичная мобилизация, в том числе и на Кубани, но в связи с напряженной обстановкой это была скрытая мобилизация под видом больших учебных сборов в мае-июне 1941 г.). Данных о воинской части нет, пропал без вести в июне 1942 г., потом эта дата зачёркнута и вписано: апрель 1943 г.. Так он записан и в Книге Памяти Краснодарского края (том 17).

Однако в документах военных архивов обнаружен список безвозвратных потерь по эвакогоспиталю №1588 за 01-10.03.1943 г. Там под № 30 среди тяжелораненых значится Михаил Григорьевич Панченко, 1909 г.р., красноармеец, 207-го стрелкового полка, место рождения (возможно, место жительства) - Краснодарский край Удобинский р-н, призван Удобинским РВК, поступил 04.03.1943 г. с ранением, умер через три дня - 07.03.1943 г., похоронен на кладбище: Сталинградская обл., Камышинский р-н, г. Камышин. Указан родственник - жена Панченкова, хутор Зуков (Зубков) Передовского с/с, Удобинского р-на Краснодарского края. Этот боец в Книге Памяти не значится.

Можно с большой долей вероятности предположить, что М.Г. Панченко, 1918 г.р. и М.Г. Панченко, 1909 г.р. - один и тот же человек, и он не пропал без вести, а воевал под Сталинградом, умер от ран 7 марта 1943 г. и похоронен.

Я прошу тех, кто читает эти строки, помочь в поиске среди своих знакомых и родственников двух братьев - Ивана Сидоровича Глущенко и Михаила Григорьевича Панченко и их матери Екатерины Андреевны Панченко и поделиться информацией.

***

Кому интересны подробности поиска и военных путей 50-й стрелковой дивизии и 51-й гвардейской стрелковой дивизии имени К. Е. Ворошилова, зайдите на сайт «Музей станицы Передовой» -http://www.mus-peredovaj.ru/
Ольга Серкова, заведующая общественным краеведческим музеем ст. Передовой.
Номер: 139 (8311)
Рубрика: Официально
 
Новости

Нашелся пропавший без вести земляк

Дата публикации: 19.11.2019

Поисковики сделали свое дело Уже почти 75 лет, как закончилась война, но столько ещё солдатских судеб скрыты за стандартной фразой «Пропал без вести». Но если удаётся узнать что-то о бойце, то возникает другая проблема – как найти его родственников. И начинаешь искать, но без помощи друзей, знакомых и незнакомых не обойтись. Вот и сейчас я обращаюсь к читателям районной газеты помочь найти родственников солдата.

31 октября 2019 г. в музей ст. Передовой пришло письмо, в котором говорится, что 10 июля 2015 г. в районе деревни Крюково Ярцевского района Смоленской области поисковым отрядом «Безымянный» Смоленского поискового объединения «Долг» найдены останки солдата, при котором обнаружен именной медальон погибшего в бою в августе 1941 г. Ивана Сидоровича Глущенко 1919 г.р. В медальоне указано, что он житель хутора Зубков Передовского с/с, мать Пан.... (дальше стёрто) Екатерина Андреевна. (Возможно, это Екатерина Андреевна Панченко, проживавшая в 1952 г. в ст. Надёжной.) Похоронили его в братской могиле на Поле Памяти города Ярцево Смоленской области 09.09.2016 г.

В розыскных документах Минобороны послевоенного периода за 1952 г. значится Иван Сидорович Глущенко 1919 г.р., уроженец ст. Надёжной ранее Спокойненского района. Был призван в сентябре 1939 г. на военную службу Удобинским РВК, считался пропавшим без вести в августе 1941 г. На мемориале нашей станицы в числе погибших не увековечен. В Метрических книгах ст. Передовой, по сведениям Отрадненского государственного архива, он не значится. В ст. Надёжной метрические книги утеряны во время оккупации. В документах указаны его полевая почта - ппс 883 и 2-й стрелковый полк. Это 50-я стрелковая дивизия, 6 августа 1941 г. в ходе Смоленского сражения введена в бой, наступала в районе д. Ярцево. За 17 августа 1941 г. дивизия продвинулась на 17 км, после чего заняла оборону на рубеже Рядыни-Осипово-Чистая, где до 11 сентября вела оборонительные бои.

Там поисковики нашего бойца и нашли. Значит, он не пропал без вести, а погиб. Но в списках потерь 50-й стрелковой дивизии за период с 25.06.1941 г. по 01.09.1941 г. наш Глущенко не значится. Получается, что и дивизия его потеряла. В Книге Памяти Краснодарского края (том 7) тоже его нет. Возможно, что он проходит под ошибочной фамилией - Иван Сидорович Лущенко, 1919 г.р., уроженец ст. Надёжной, пропал без вести в августе 1941г. (том 7).



Оба солдата - братья?

Хутора Зубков сейчас уже не существует, находился он ранее на другой стороне р. Уруп напротив ст. Передовой и добраться к нему можно было сначала по дамбе, а затем вброд по реке или на телеге, санях.

Но что интересно, в розыскном документе Спокойненского РВК №1/0158 от 05.04.1952 г. запрос сделан на двоих солдат: Ивана Сидоровича Глущенко и Михаила Григорьевича Панченко, 1918 г.р. У обоих совпадают многие данные: место рождения - ст. Надежная, место жительства - Передовский с/с, хутор Зубков, место призыва - Удобинский РВК, а главное - указана одна мать - Екатерина Андреевна Панченко, причём у Михаила Григорьевича ее фамилия написана полностью, а у Глущенко Ивана Сидоровича в фамилии матери сохранились только первые три буквы - Пан... Эти факты позволяют сделать предположение, что мать у них была одна, и оба солдата - братья, но с разными фамилиями (так бывало нередко), и на дату розыска - 05.04.1952 г. Екатерина Андреевна Панченко была жива.



О чем говорят архивные данные

По Михаилу Григорьевичу Панченко сведения тоже очень противоречивые и неполные. Просмотрела их и проанализировала заново. И вот результат: родился в ст. Надежной в 1918 г., жил на хуторе Зубков Передовского сельсовета, мобилизован Удобинским РВК в мае 1941 г. (В конце апреля-мая 1941 г. была объявлена частичная мобилизация, в том числе и на Кубани, но в связи с напряженной обстановкой это была скрытая мобилизация под видом больших учебных сборов в мае-июне 1941 г.). Данных о воинской части нет, пропал без вести в июне 1942 г., потом эта дата зачёркнута и вписано: апрель 1943 г.. Так он записан и в Книге Памяти Краснодарского края (том 17).

Однако в документах военных архивов обнаружен список безвозвратных потерь по эвакогоспиталю №1588 за 01-10.03.1943 г. Там под № 30 среди тяжелораненых значится Михаил Григорьевич Панченко, 1909 г.р., красноармеец, 207-го стрелкового полка, место рождения (возможно, место жительства) - Краснодарский край Удобинский р-н, призван Удобинским РВК, поступил 04.03.1943 г. с ранением, умер через три дня - 07.03.1943 г., похоронен на кладбище: Сталинградская обл., Камышинский р-н, г. Камышин. Указан родственник - жена Панченкова, хутор Зуков (Зубков) Передовского с/с, Удобинского р-на Краснодарского края. Этот боец в Книге Памяти не значится.

Можно с большой долей вероятности предположить, что М.Г. Панченко, 1918 г.р. и М.Г. Панченко, 1909 г.р. - один и тот же человек, и он не пропал без вести, а воевал под Сталинградом, умер от ран 7 марта 1943 г. и похоронен.

Я прошу тех, кто читает эти строки, помочь в поиске среди своих знакомых и родственников двух братьев - Ивана Сидоровича Глущенко и Михаила Григорьевича Панченко и их матери Екатерины Андреевны Панченко и поделиться информацией.

***

Кому интересны подробности поиска и военных путей 50-й стрелковой дивизии и 51-й гвардейской стрелковой дивизии имени К. Е. Ворошилова, зайдите на сайт «Музей станицы Передовой» -http://www.mus-peredovaj.ru/
Ольга Серкова, заведующая общественным краеведческим музеем ст. Передовой.
Номер: 139 (8311)
Рубрика: Официально