«Сельская жизнь»
http://www.v-life.ru/index.php?area=news&id=4413

Юбилей оперного певца

Дата публикации: 10.04.2018

7 апреля исполнилось 140 лет со дня рождения нашего талантливого земляка – выдающегося русского оперного певца первой трети ХХ века – Василия Петровича Дамаева

Родился Дамаев в ст. Отрадной. Как в то время говорили: в бедной семье иногородних. Вместе с родителями пел в церковном хоре Храма Рождества Пресвятой Богородицы. Но один из случаев круто изменил всю его жизнь.

Однажды его удивительное пение услышал московский адвокат и театрал Иван Лукьянович Гар. Именно он помог 25-летнему Василию, к тому времени уже главе семейства и отцу троих детей, начать учиться пению у лучших музыкальных педагогов Москвы, предсказал ему большой успех на оперной сцене.

«Дамаев обладал чудным по тембру голосом, настоящий драматический тенор, и, заснув ничем, проснулся после дебюта в опере «Борис Годунов» знаменитостью, о которой говорила и вся пресса, и вся музыкальная Москва», - писал о нем его работодатель, известный антрепренер Сергей Иванович Зимин. Произошло это 30 августа 1908 года. Через две недели после дебюта дирекция императорских театров предложила Дамаеву контракт на три года в Большой театр, но артист остался верен театру Зимина.

Неповторимый отрадненский тенор выступал на лучших оперных сценах России и Европы. Именно сцена свела нашего земляка с Федором Шаляпиным, Леонидом Собиновым, Антониной Неждановой.

Сергей Дягилев неоднократно приглашал певца для участия в гастрольных спектаклях в Париже и Лондоне во время знаменитых «русских сезонов», где ставились оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Псковитянка».

Певческая карьера Василия Петровича не была долгой. Зимин по-настоящему эксплуатировал артиста, заставляя петь по 3-5 спектаклей в неделю, и это в самых трудных партиях. После октябрьской революции 1917 года частная опера Зимина стала называться Театром Московского Совета рабочих депутатов. Дамаеву приходилось много гастролировать, что окончательно подорвало его здоровье.

С 1930 года артисту уже не пришлось выступать в качестве певца. Очень тяжело он переживал окончательный уход со сцены. С 1931 по 1932 год Василий Петрович работал сотрудником Государственного центрального театрального музея имени Бахрушина. В октябре 1932 года на 54-м году жизни Василий Петрович Дамаев скончался в Москве.

Отрадненский историко-археологический музей хранит уникальную мемориальную коллекцию певца, полученную в дар благодаря поисковой и исследовательской работе Николая Николаевича Галигорова. Это настоящая жемчужина всего музейного собрания: фотографии, театральные афиши, отзывы в газетах и журналах, воспоминания современников, детали сценического костюма, личные вещи и документы. И его голос изумительной силы и красоты, сохраненный в записи на грампластинке - неповторимый голос отрадненского соловья.

Можно только диву даваться, сколько партий успел спеть Дамаев в течение своей недолгой артистической карьеры, доказав, что для человека с талантом и любовью к труду не существует преград!
Родился Дамаев в ст. Отрадной. Как в то время говорили: в бедной семье иногородних. Вместе с родителями пел в церковном хоре Храма Рождества Пресвятой Богородицы. Но один из случаев круто изменил всю его жизнь.

Однажды его удивительное пение услышал московский адвокат и театрал Иван Лукьянович Гар. Именно он помог 25-летнему Василию, к тому времени уже главе семейства и отцу троих детей, начать учиться пению у лучших музыкальных педагогов Москвы, предсказал ему большой успех на оперной сцене.

«Дамаев обладал чудным по тембру голосом, настоящий драматический тенор, и, заснув ничем, проснулся после дебюта в опере «Борис Годунов» знаменитостью, о которой говорила и вся пресса, и вся музыкальная Москва», - писал о нем его работодатель, известный антрепренер Сергей Иванович Зимин. Произошло это 30 августа 1908 года. Через две недели после дебюта дирекция императорских театров предложила Дамаеву контракт на три года в Большой театр, но артист остался верен театру Зимина.

Неповторимый отрадненский тенор выступал на лучших оперных сценах России и Европы. Именно сцена свела нашего земляка с Федором Шаляпиным, Леонидом Собиновым, Антониной Неждановой.

Сергей Дягилев неоднократно приглашал певца для участия в гастрольных спектаклях в Париже и Лондоне во время знаменитых «русских сезонов», где ставились оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Псковитянка».

Певческая карьера Василия Петровича не была долгой. Зимин по-настоящему эксплуатировал артиста, заставляя петь по 3-5 спектаклей в неделю, и это в самых трудных партиях. После октябрьской революции 1917 года частная опера Зимина стала называться Театром Московского Совета рабочих депутатов. Дамаеву приходилось много гастролировать, что окончательно подорвало его здоровье.

С 1930 года артисту уже не пришлось выступать в качестве певца. Очень тяжело он переживал окончательный уход со сцены. С 1931 по 1932 год Василий Петрович работал сотрудником Государственного центрального театрального музея имени Бахрушина. В октябре 1932 года на 54-м году жизни Василий Петрович Дамаев скончался в Москве.

Отрадненский историко-археологический музей хранит уникальную мемориальную коллекцию певца, полученную в дар благодаря поисковой и исследовательской работе Николая Николаевича Галигорова. Это настоящая жемчужина всего музейного собрания: фотографии, театральные афиши, отзывы в газетах и журналах, воспоминания современников, детали сценического костюма, личные вещи и документы. И его голос изумительной силы и красоты, сохраненный в записи на грампластинке - неповторимый голос отрадненского соловья.

Можно только диву даваться, сколько партий успел спеть Дамаев в течение своей недолгой артистической карьеры, доказав, что для человека с талантом и любовью к труду не существует преград!
Ирина Боярчук, директор Отрадненского музея.
Рубрика: Культура