Сельская жизнь
Сайт общественно-политической газеты Отрадненского района Краснодарского края
Газета издается с 10 сентября 1930 г.
$ 93.44 € 99.57
       
 
Новости

Между молотом и наковальней

Дата публикации: 13.05.2017

С 1 января 2017 года в России введена новая система по обращению с твердыми коммунальными отходами. Согласно нововведениям, организация вывоза мусора и заключение договоров на эту услугу станут централизованными, отвечать за обращение с отходами будет региональный оператор, а их утилизация должна будет проводиться без использования полигонов. Так по концепции. А как в реальной жизни?

Куда и как повезут наш мусор? Что нам будет, если сами повезем не туда? Ответы на эти вопросы планировалось найти на совещании, организованном по инициативе Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и республике Адыгея. Однако, проявив инициативу проведения круглого стола, представители Росприроднадзора на вопросы, волнующие собравшихся представителей хозяйствующих субъектов района, так и не дали исчерпывающих ответов. Конкретной была лишь информация о грядущих штрафах за нарушения природоохранного законодательства.

На уровне официальном

Нельзя сказать, что власти проблема не волнует. У нас в крае внедрение новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами ведется с 2015 года. Основой решения проблемы призван стать разработанный проект правил деятельности региональных операторов и региональная программа по обращению с твердыми коммунальными отходами. В сентябре 2016 года постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края В.А. Кондратьева была утверждена и территориальная схема по обращению с отходами, в том числе с ТКО. Она формируется министерством природных ресурсов. Все установленные законом сроки разработки нормативных правовых актов, регламентирующих сферу обращения с ТКО в Краснодарском крае, соблюдены.

В соответствии с территориальной схемой обращения с отходами в крае построят 11 межмуниципальных отходоперерабатывающих комплексов. Они должны расположиться в Абинском, Белореченском, Краснодарском, Тихорецком, Тимашевском, Мостовском, Крымском, Новокубанском, Староминском, Усть-Лабинском, Новороссийском районах. Каждый зональный отходоперерабатывающий комплекс будет охватывать от двух до пяти муниципальных образований, суммарный объем отходов от которых (100 тыс. тонн в год и более) позволит привлечь в сферу отходопереработки крупных частных инвесторов. Параллельно возникает необходимость строительства и мусороперегрузочных и мусоросортировочных станций на территориях муниципальных образований. Всего планируется построить 25 перегрузочных и три сортировочных станции. Размещение станций в основном предполагается осуществить в районах существующих полигонов ТКО. Что касается раздельного сбора ТКО, то в перспективе он будет организовываться в крае региональными операторами поэтапно на территориях поселений по следующим компонентам: пищевые отходы, отходы для вторичного использования, крупногабаритные отходы. Сказать, сколько для этого потребуется контейнеров, в какие суммы они обойдутся муниципалитетам, сегодня не готов ни один оператор.

Если у вас есть мусор – значит, у вас есть деньги

Наша жизнь в последнее тридцатилетие сильно изменилась. Мы забыли про авоськи, их заменили расцвеченные пакеты. Наши дети не знают, что конфеты можно насыпать в кулечек, сделанный из грубой серой бумаги, а газировка разливалась только в стеклотару, которую использовали многократно. И даже бабушки и дедушки не помнят, что селедку можно было просто завернуть в подвернувшуюся газету. А ведь все это принимала и «перерабатывала» матушка земля. Сегодня мы – продукт своего времени: постоянно платим не только за то, что приобретаем, но и за многочисленную, многоцветную упаковку, самым страшным «монстром» в которой являются пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты. Вот тут-то и материализуется крылатая фраза: «Если у вас есть мусор – значит, у вас есть деньги». Сколько средств мы ежегодно тратим на эту эстетику, сказать не сможет никто. Нет такой статистики. А вот то, что на переработку планетой этой роскоши уходят столетия – факт установленный. Наверное, чтобы организовать сбор всех отходов нашей жизнедеятельности без ущерба для природы, мало наладить процесс сбора и переработки, даже если это вдруг удастся. Надо поменять сознание каждого из нас. А иначе любые усилия успехом не увенчаются, а гадкий грязный мусор будет скалить свои зубы с обочин дорог, из лесополос, с берегов рек, озер, с горных склонов – в общем, отовсюду, где ступала нога человека.

Ответ на вопросы: «Что делать?» и «Кто виноват?» попытались найти участники районного совещания – специалисты федеральных, краевых, муниципальных служб и предприниматели.

Время на месте не стоит. Скоро будет проведен конкурс на определение регионального оператора по обращению с ТКО. Министерством ЖКХ и ТЭК Краснодарского края будет заключен с нею договор сроком на 10 лет. Определят обязанности оператора, в которые будут входить транспортировка, обработка, утилизация отходов, увеличение оборота вовлеченного в переработку вторичного сырья и последующее обеспечение поэтапного внедрения раздельного сбора мусора.

После внедрения в наш район регионального оператора все будут обязаны заключить договор (независимо от форм собственности) с данной службой на сбор и вывоз мусора.

Написала эти строки и представила возмущение тех, кому предстоит это делать! Вот уж поистине – мусор станет золотым для любого производства.

Вопросов, на которые нет ответа, становится все больше. Региональный оператор – компания из города Лабинска – должна приехать в район, загрузить мусор и доставить его в поселок Мостовской? Затрудняюсь даже рассчитать «намерянные» километры. Сколько же это будет стоить? Каким бременем ляжет на конечный продукт, который направят потребителю? Какими будут тарифы за вывоз этого драгоценного продукта нашей жизнедеятельности? Да и тарифы для населения неизбежно изменятся.

Как пример – изменившиеся с 15 апреля 2017 года тарифы на вывоз мусора. Так, по информации «КоммерсантЪ», согласно новому тарифу жители кубанской столицы и Динского района будут платить за один кубический метр твердых коммунальных отходов 429,72 рубля. Ранее тариф на услуги организации составлял 376 рублей. Рост стоимости услуги составил почти 15%. Вот вам и перспектива.

По разные стороны баррикад

Сразу отмечу: получить ответы на все вопросы на совещании так и не удалось. Участники оказались по разные стороны этой грозной баррикады из мусора. Проводивший совещание сотрудник Управления Росприроднадзора Игорь Олегович Кривошей подробно проинформировал о новшествах вступившего в силу закона и четко расставил приоритеты: есть Закон, его следует исполнять. Чьей головной болью станет поиск пути его рациональной реализации с максимальным снижением нагрузки на бизнес и граждан, сказать трудно. У контролирующих органов свои функции: выявлять, штрафовать, закрывать! В ходе разгоревшейся дискуссии предприниматели пытались обозначить возникающие при исполнении закона препятствия, главное из которых – отсутствие условий для рационального решения проблемы утилизации, говорили о возрастающих затратах. Но… их никто не слышал. Закон суров, но справедлив, потому что он – закон!

О том, что закон суров, говорит только один из эпизодов обсуждения. Вот конкретная ситуация: в рамках нового закона ответственность за выявленную несанкционированную свалку несет собственник или арендатор территории. На практике, например, если ночью на поле фермера кто-то вывезет гору мусора и контролирующие органы ее выявят, платить штраф или доказывать, чей это мусор, должен фермер. А полей в России, как известно, не меряно! В законе еще множество нюансов, которые ставят собственников в тупик. Как уследить за земляками, которые под покровом ночи «пошкодят» на чужой территории. А лесополосы! Для многих граждан это вообще привычное место для сброса нажитого и ставшего ненужным хлама.

А раз закон суров, то и санкции у него существенные. Так, штраф на физическое лицо составит теперь от 1 до 10 тысяч рублей, а на юридическое или предпринимателя – уже от 10 тысяч до 100.

По данным министерства природных ресурсов Краснодарского края, на территории края зарегистрировано свыше 300 свалок. Но это цифра далеко примерная и учитывает только крупные свалки, которые определяются методом геолокации. Но мы-то знаем, что сегодня такую стихийную свалку можно найти в самом неожиданном месте: на краю поля, под кустом, не говоря уже о лесополосах и берегах рек. И они множатся с каждым днем. Сколько нужно контролеров или неравнодушных людей, чтобы, надев перчатки, искать там фамилии и координаты людей бессовестных, бросающих порой мешки и пакеты с мусором прямо под двор соседу, в его огород, на обочину или сразу за ближайшим мостом.

Улучшить ситуацию и сократить количество мест локального захламления территорий в нашем крае намерены за счёт строительства новых центров по переработке и утилизации твердых бытовых отходов. По информации профильного министерства, до 2020 года на Кубани будет создано 11 мусороперерабатывающих комплексов. В частности, например, межмуниципальный мусороперерабатывающий комплекс в Белореченском районе уже готов на 80%. Высокая степень готовности полигона и в Тихорецком районе. Но кто из местных не знает, что оба они от нас на расстоянии двухсот километров? А «плечо» туда и обратно – все четыреста! Так что продукты нашей жизнедеятельности на моменте утилизации, пожалуй, существенно подорожают против купленных оригиналов!

Безусловно, самый простой путь решения проблемы – это строительство специализированных пунктов первичной переработки, хранения, организация сбора и доставки мусора в каждом районе, каждом сельском поселении. Вот только достойную сумму средств на это не может заложить ни один муниципалитет нашего района. А значит, переложить ее можно только на плечи граждан и субъектов предпринимательства. Вот только вопрос: а сдюжим ли? Не погибнет ли малый бизнес под давлением требующих вывоза отходов, а население готово ли нести бремя все повышающихся тарифов? Или все просто проигнорируют требования сурового закона, и борьба за чистоту окружающей среды превратится в «охоту», где контролирующие органы «охотники», а все мы «зайцы», оказавшиеся между молотом и наковальней? На эти вопросы ответов пока нет. Но есть примеры того, что мы свалкам мусора в борьбе проигрываем.
Куда и как повезут наш мусор? Что нам будет, если сами повезем не туда? Ответы на эти вопросы планировалось найти на совещании, организованном по инициативе Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и республике Адыгея. Однако, проявив инициативу проведения круглого стола, представители Росприроднадзора на вопросы, волнующие собравшихся представителей хозяйствующих субъектов района, так и не дали исчерпывающих ответов. Конкретной была лишь информация о грядущих штрафах за нарушения природоохранного законодательства.

На уровне официальном

Нельзя сказать, что власти проблема не волнует. У нас в крае внедрение новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами ведется с 2015 года. Основой решения проблемы призван стать разработанный проект правил деятельности региональных операторов и региональная программа по обращению с твердыми коммунальными отходами. В сентябре 2016 года постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края В.А. Кондратьева была утверждена и территориальная схема по обращению с отходами, в том числе с ТКО. Она формируется министерством природных ресурсов. Все установленные законом сроки разработки нормативных правовых актов, регламентирующих сферу обращения с ТКО в Краснодарском крае, соблюдены.

В соответствии с территориальной схемой обращения с отходами в крае построят 11 межмуниципальных отходоперерабатывающих комплексов. Они должны расположиться в Абинском, Белореченском, Краснодарском, Тихорецком, Тимашевском, Мостовском, Крымском, Новокубанском, Староминском, Усть-Лабинском, Новороссийском районах. Каждый зональный отходоперерабатывающий комплекс будет охватывать от двух до пяти муниципальных образований, суммарный объем отходов от которых (100 тыс. тонн в год и более) позволит привлечь в сферу отходопереработки крупных частных инвесторов. Параллельно возникает необходимость строительства и мусороперегрузочных и мусоросортировочных станций на территориях муниципальных образований. Всего планируется построить 25 перегрузочных и три сортировочных станции. Размещение станций в основном предполагается осуществить в районах существующих полигонов ТКО. Что касается раздельного сбора ТКО, то в перспективе он будет организовываться в крае региональными операторами поэтапно на территориях поселений по следующим компонентам: пищевые отходы, отходы для вторичного использования, крупногабаритные отходы. Сказать, сколько для этого потребуется контейнеров, в какие суммы они обойдутся муниципалитетам, сегодня не готов ни один оператор.

Если у вас есть мусор – значит, у вас есть деньги

Наша жизнь в последнее тридцатилетие сильно изменилась. Мы забыли про авоськи, их заменили расцвеченные пакеты. Наши дети не знают, что конфеты можно насыпать в кулечек, сделанный из грубой серой бумаги, а газировка разливалась только в стеклотару, которую использовали многократно. И даже бабушки и дедушки не помнят, что селедку можно было просто завернуть в подвернувшуюся газету. А ведь все это принимала и «перерабатывала» матушка земля. Сегодня мы – продукт своего времени: постоянно платим не только за то, что приобретаем, но и за многочисленную, многоцветную упаковку, самым страшным «монстром» в которой являются пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты. Вот тут-то и материализуется крылатая фраза: «Если у вас есть мусор – значит, у вас есть деньги». Сколько средств мы ежегодно тратим на эту эстетику, сказать не сможет никто. Нет такой статистики. А вот то, что на переработку планетой этой роскоши уходят столетия – факт установленный. Наверное, чтобы организовать сбор всех отходов нашей жизнедеятельности без ущерба для природы, мало наладить процесс сбора и переработки, даже если это вдруг удастся. Надо поменять сознание каждого из нас. А иначе любые усилия успехом не увенчаются, а гадкий грязный мусор будет скалить свои зубы с обочин дорог, из лесополос, с берегов рек, озер, с горных склонов – в общем, отовсюду, где ступала нога человека.

Ответ на вопросы: «Что делать?» и «Кто виноват?» попытались найти участники районного совещания – специалисты федеральных, краевых, муниципальных служб и предприниматели.

Время на месте не стоит. Скоро будет проведен конкурс на определение регионального оператора по обращению с ТКО. Министерством ЖКХ и ТЭК Краснодарского края будет заключен с нею договор сроком на 10 лет. Определят обязанности оператора, в которые будут входить транспортировка, обработка, утилизация отходов, увеличение оборота вовлеченного в переработку вторичного сырья и последующее обеспечение поэтапного внедрения раздельного сбора мусора.

После внедрения в наш район регионального оператора все будут обязаны заключить договор (независимо от форм собственности) с данной службой на сбор и вывоз мусора.

Написала эти строки и представила возмущение тех, кому предстоит это делать! Вот уж поистине – мусор станет золотым для любого производства.

Вопросов, на которые нет ответа, становится все больше. Региональный оператор – компания из города Лабинска – должна приехать в район, загрузить мусор и доставить его в поселок Мостовской? Затрудняюсь даже рассчитать «намерянные» километры. Сколько же это будет стоить? Каким бременем ляжет на конечный продукт, который направят потребителю? Какими будут тарифы за вывоз этого драгоценного продукта нашей жизнедеятельности? Да и тарифы для населения неизбежно изменятся.

Как пример – изменившиеся с 15 апреля 2017 года тарифы на вывоз мусора. Так, по информации «КоммерсантЪ», согласно новому тарифу жители кубанской столицы и Динского района будут платить за один кубический метр твердых коммунальных отходов 429,72 рубля. Ранее тариф на услуги организации составлял 376 рублей. Рост стоимости услуги составил почти 15%. Вот вам и перспектива.

По разные стороны баррикад

Сразу отмечу: получить ответы на все вопросы на совещании так и не удалось. Участники оказались по разные стороны этой грозной баррикады из мусора. Проводивший совещание сотрудник Управления Росприроднадзора Игорь Олегович Кривошей подробно проинформировал о новшествах вступившего в силу закона и четко расставил приоритеты: есть Закон, его следует исполнять. Чьей головной болью станет поиск пути его рациональной реализации с максимальным снижением нагрузки на бизнес и граждан, сказать трудно. У контролирующих органов свои функции: выявлять, штрафовать, закрывать! В ходе разгоревшейся дискуссии предприниматели пытались обозначить возникающие при исполнении закона препятствия, главное из которых – отсутствие условий для рационального решения проблемы утилизации, говорили о возрастающих затратах. Но… их никто не слышал. Закон суров, но справедлив, потому что он – закон!

О том, что закон суров, говорит только один из эпизодов обсуждения. Вот конкретная ситуация: в рамках нового закона ответственность за выявленную несанкционированную свалку несет собственник или арендатор территории. На практике, например, если ночью на поле фермера кто-то вывезет гору мусора и контролирующие органы ее выявят, платить штраф или доказывать, чей это мусор, должен фермер. А полей в России, как известно, не меряно! В законе еще множество нюансов, которые ставят собственников в тупик. Как уследить за земляками, которые под покровом ночи «пошкодят» на чужой территории. А лесополосы! Для многих граждан это вообще привычное место для сброса нажитого и ставшего ненужным хлама.

А раз закон суров, то и санкции у него существенные. Так, штраф на физическое лицо составит теперь от 1 до 10 тысяч рублей, а на юридическое или предпринимателя – уже от 10 тысяч до 100.

По данным министерства природных ресурсов Краснодарского края, на территории края зарегистрировано свыше 300 свалок. Но это цифра далеко примерная и учитывает только крупные свалки, которые определяются методом геолокации. Но мы-то знаем, что сегодня такую стихийную свалку можно найти в самом неожиданном месте: на краю поля, под кустом, не говоря уже о лесополосах и берегах рек. И они множатся с каждым днем. Сколько нужно контролеров или неравнодушных людей, чтобы, надев перчатки, искать там фамилии и координаты людей бессовестных, бросающих порой мешки и пакеты с мусором прямо под двор соседу, в его огород, на обочину или сразу за ближайшим мостом.

Улучшить ситуацию и сократить количество мест локального захламления территорий в нашем крае намерены за счёт строительства новых центров по переработке и утилизации твердых бытовых отходов. По информации профильного министерства, до 2020 года на Кубани будет создано 11 мусороперерабатывающих комплексов. В частности, например, межмуниципальный мусороперерабатывающий комплекс в Белореченском районе уже готов на 80%. Высокая степень готовности полигона и в Тихорецком районе. Но кто из местных не знает, что оба они от нас на расстоянии двухсот километров? А «плечо» туда и обратно – все четыреста! Так что продукты нашей жизнедеятельности на моменте утилизации, пожалуй, существенно подорожают против купленных оригиналов!

Безусловно, самый простой путь решения проблемы – это строительство специализированных пунктов первичной переработки, хранения, организация сбора и доставки мусора в каждом районе, каждом сельском поселении. Вот только достойную сумму средств на это не может заложить ни один муниципалитет нашего района. А значит, переложить ее можно только на плечи граждан и субъектов предпринимательства. Вот только вопрос: а сдюжим ли? Не погибнет ли малый бизнес под давлением требующих вывоза отходов, а население готово ли нести бремя все повышающихся тарифов? Или все просто проигнорируют требования сурового закона, и борьба за чистоту окружающей среды превратится в «охоту», где контролирующие органы «охотники», а все мы «зайцы», оказавшиеся между молотом и наковальней? На эти вопросы ответов пока нет. Но есть примеры того, что мы свалкам мусора в борьбе проигрываем.
Людмила Рокотянская, главный редактор. Фото автора
Рубрика: Официально
 
Новости

Между молотом и наковальней

Дата публикации: 13.05.2017

С 1 января 2017 года в России введена новая система по обращению с твердыми коммунальными отходами. Согласно нововведениям, организация вывоза мусора и заключение договоров на эту услугу станут централизованными, отвечать за обращение с отходами будет региональный оператор, а их утилизация должна будет проводиться без использования полигонов. Так по концепции. А как в реальной жизни?

Куда и как повезут наш мусор? Что нам будет, если сами повезем не туда? Ответы на эти вопросы планировалось найти на совещании, организованном по инициативе Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и республике Адыгея. Однако, проявив инициативу проведения круглого стола, представители Росприроднадзора на вопросы, волнующие собравшихся представителей хозяйствующих субъектов района, так и не дали исчерпывающих ответов. Конкретной была лишь информация о грядущих штрафах за нарушения природоохранного законодательства.

На уровне официальном

Нельзя сказать, что власти проблема не волнует. У нас в крае внедрение новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами ведется с 2015 года. Основой решения проблемы призван стать разработанный проект правил деятельности региональных операторов и региональная программа по обращению с твердыми коммунальными отходами. В сентябре 2016 года постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края В.А. Кондратьева была утверждена и территориальная схема по обращению с отходами, в том числе с ТКО. Она формируется министерством природных ресурсов. Все установленные законом сроки разработки нормативных правовых актов, регламентирующих сферу обращения с ТКО в Краснодарском крае, соблюдены.

В соответствии с территориальной схемой обращения с отходами в крае построят 11 межмуниципальных отходоперерабатывающих комплексов. Они должны расположиться в Абинском, Белореченском, Краснодарском, Тихорецком, Тимашевском, Мостовском, Крымском, Новокубанском, Староминском, Усть-Лабинском, Новороссийском районах. Каждый зональный отходоперерабатывающий комплекс будет охватывать от двух до пяти муниципальных образований, суммарный объем отходов от которых (100 тыс. тонн в год и более) позволит привлечь в сферу отходопереработки крупных частных инвесторов. Параллельно возникает необходимость строительства и мусороперегрузочных и мусоросортировочных станций на территориях муниципальных образований. Всего планируется построить 25 перегрузочных и три сортировочных станции. Размещение станций в основном предполагается осуществить в районах существующих полигонов ТКО. Что касается раздельного сбора ТКО, то в перспективе он будет организовываться в крае региональными операторами поэтапно на территориях поселений по следующим компонентам: пищевые отходы, отходы для вторичного использования, крупногабаритные отходы. Сказать, сколько для этого потребуется контейнеров, в какие суммы они обойдутся муниципалитетам, сегодня не готов ни один оператор.

Если у вас есть мусор – значит, у вас есть деньги

Наша жизнь в последнее тридцатилетие сильно изменилась. Мы забыли про авоськи, их заменили расцвеченные пакеты. Наши дети не знают, что конфеты можно насыпать в кулечек, сделанный из грубой серой бумаги, а газировка разливалась только в стеклотару, которую использовали многократно. И даже бабушки и дедушки не помнят, что селедку можно было просто завернуть в подвернувшуюся газету. А ведь все это принимала и «перерабатывала» матушка земля. Сегодня мы – продукт своего времени: постоянно платим не только за то, что приобретаем, но и за многочисленную, многоцветную упаковку, самым страшным «монстром» в которой являются пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты. Вот тут-то и материализуется крылатая фраза: «Если у вас есть мусор – значит, у вас есть деньги». Сколько средств мы ежегодно тратим на эту эстетику, сказать не сможет никто. Нет такой статистики. А вот то, что на переработку планетой этой роскоши уходят столетия – факт установленный. Наверное, чтобы организовать сбор всех отходов нашей жизнедеятельности без ущерба для природы, мало наладить процесс сбора и переработки, даже если это вдруг удастся. Надо поменять сознание каждого из нас. А иначе любые усилия успехом не увенчаются, а гадкий грязный мусор будет скалить свои зубы с обочин дорог, из лесополос, с берегов рек, озер, с горных склонов – в общем, отовсюду, где ступала нога человека.

Ответ на вопросы: «Что делать?» и «Кто виноват?» попытались найти участники районного совещания – специалисты федеральных, краевых, муниципальных служб и предприниматели.

Время на месте не стоит. Скоро будет проведен конкурс на определение регионального оператора по обращению с ТКО. Министерством ЖКХ и ТЭК Краснодарского края будет заключен с нею договор сроком на 10 лет. Определят обязанности оператора, в которые будут входить транспортировка, обработка, утилизация отходов, увеличение оборота вовлеченного в переработку вторичного сырья и последующее обеспечение поэтапного внедрения раздельного сбора мусора.

После внедрения в наш район регионального оператора все будут обязаны заключить договор (независимо от форм собственности) с данной службой на сбор и вывоз мусора.

Написала эти строки и представила возмущение тех, кому предстоит это делать! Вот уж поистине – мусор станет золотым для любого производства.

Вопросов, на которые нет ответа, становится все больше. Региональный оператор – компания из города Лабинска – должна приехать в район, загрузить мусор и доставить его в поселок Мостовской? Затрудняюсь даже рассчитать «намерянные» километры. Сколько же это будет стоить? Каким бременем ляжет на конечный продукт, который направят потребителю? Какими будут тарифы за вывоз этого драгоценного продукта нашей жизнедеятельности? Да и тарифы для населения неизбежно изменятся.

Как пример – изменившиеся с 15 апреля 2017 года тарифы на вывоз мусора. Так, по информации «КоммерсантЪ», согласно новому тарифу жители кубанской столицы и Динского района будут платить за один кубический метр твердых коммунальных отходов 429,72 рубля. Ранее тариф на услуги организации составлял 376 рублей. Рост стоимости услуги составил почти 15%. Вот вам и перспектива.

По разные стороны баррикад

Сразу отмечу: получить ответы на все вопросы на совещании так и не удалось. Участники оказались по разные стороны этой грозной баррикады из мусора. Проводивший совещание сотрудник Управления Росприроднадзора Игорь Олегович Кривошей подробно проинформировал о новшествах вступившего в силу закона и четко расставил приоритеты: есть Закон, его следует исполнять. Чьей головной болью станет поиск пути его рациональной реализации с максимальным снижением нагрузки на бизнес и граждан, сказать трудно. У контролирующих органов свои функции: выявлять, штрафовать, закрывать! В ходе разгоревшейся дискуссии предприниматели пытались обозначить возникающие при исполнении закона препятствия, главное из которых – отсутствие условий для рационального решения проблемы утилизации, говорили о возрастающих затратах. Но… их никто не слышал. Закон суров, но справедлив, потому что он – закон!

О том, что закон суров, говорит только один из эпизодов обсуждения. Вот конкретная ситуация: в рамках нового закона ответственность за выявленную несанкционированную свалку несет собственник или арендатор территории. На практике, например, если ночью на поле фермера кто-то вывезет гору мусора и контролирующие органы ее выявят, платить штраф или доказывать, чей это мусор, должен фермер. А полей в России, как известно, не меряно! В законе еще множество нюансов, которые ставят собственников в тупик. Как уследить за земляками, которые под покровом ночи «пошкодят» на чужой территории. А лесополосы! Для многих граждан это вообще привычное место для сброса нажитого и ставшего ненужным хлама.

А раз закон суров, то и санкции у него существенные. Так, штраф на физическое лицо составит теперь от 1 до 10 тысяч рублей, а на юридическое или предпринимателя – уже от 10 тысяч до 100.

По данным министерства природных ресурсов Краснодарского края, на территории края зарегистрировано свыше 300 свалок. Но это цифра далеко примерная и учитывает только крупные свалки, которые определяются методом геолокации. Но мы-то знаем, что сегодня такую стихийную свалку можно найти в самом неожиданном месте: на краю поля, под кустом, не говоря уже о лесополосах и берегах рек. И они множатся с каждым днем. Сколько нужно контролеров или неравнодушных людей, чтобы, надев перчатки, искать там фамилии и координаты людей бессовестных, бросающих порой мешки и пакеты с мусором прямо под двор соседу, в его огород, на обочину или сразу за ближайшим мостом.

Улучшить ситуацию и сократить количество мест локального захламления территорий в нашем крае намерены за счёт строительства новых центров по переработке и утилизации твердых бытовых отходов. По информации профильного министерства, до 2020 года на Кубани будет создано 11 мусороперерабатывающих комплексов. В частности, например, межмуниципальный мусороперерабатывающий комплекс в Белореченском районе уже готов на 80%. Высокая степень готовности полигона и в Тихорецком районе. Но кто из местных не знает, что оба они от нас на расстоянии двухсот километров? А «плечо» туда и обратно – все четыреста! Так что продукты нашей жизнедеятельности на моменте утилизации, пожалуй, существенно подорожают против купленных оригиналов!

Безусловно, самый простой путь решения проблемы – это строительство специализированных пунктов первичной переработки, хранения, организация сбора и доставки мусора в каждом районе, каждом сельском поселении. Вот только достойную сумму средств на это не может заложить ни один муниципалитет нашего района. А значит, переложить ее можно только на плечи граждан и субъектов предпринимательства. Вот только вопрос: а сдюжим ли? Не погибнет ли малый бизнес под давлением требующих вывоза отходов, а население готово ли нести бремя все повышающихся тарифов? Или все просто проигнорируют требования сурового закона, и борьба за чистоту окружающей среды превратится в «охоту», где контролирующие органы «охотники», а все мы «зайцы», оказавшиеся между молотом и наковальней? На эти вопросы ответов пока нет. Но есть примеры того, что мы свалкам мусора в борьбе проигрываем.
Куда и как повезут наш мусор? Что нам будет, если сами повезем не туда? Ответы на эти вопросы планировалось найти на совещании, организованном по инициативе Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и республике Адыгея. Однако, проявив инициативу проведения круглого стола, представители Росприроднадзора на вопросы, волнующие собравшихся представителей хозяйствующих субъектов района, так и не дали исчерпывающих ответов. Конкретной была лишь информация о грядущих штрафах за нарушения природоохранного законодательства.

На уровне официальном

Нельзя сказать, что власти проблема не волнует. У нас в крае внедрение новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами ведется с 2015 года. Основой решения проблемы призван стать разработанный проект правил деятельности региональных операторов и региональная программа по обращению с твердыми коммунальными отходами. В сентябре 2016 года постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края В.А. Кондратьева была утверждена и территориальная схема по обращению с отходами, в том числе с ТКО. Она формируется министерством природных ресурсов. Все установленные законом сроки разработки нормативных правовых актов, регламентирующих сферу обращения с ТКО в Краснодарском крае, соблюдены.

В соответствии с территориальной схемой обращения с отходами в крае построят 11 межмуниципальных отходоперерабатывающих комплексов. Они должны расположиться в Абинском, Белореченском, Краснодарском, Тихорецком, Тимашевском, Мостовском, Крымском, Новокубанском, Староминском, Усть-Лабинском, Новороссийском районах. Каждый зональный отходоперерабатывающий комплекс будет охватывать от двух до пяти муниципальных образований, суммарный объем отходов от которых (100 тыс. тонн в год и более) позволит привлечь в сферу отходопереработки крупных частных инвесторов. Параллельно возникает необходимость строительства и мусороперегрузочных и мусоросортировочных станций на территориях муниципальных образований. Всего планируется построить 25 перегрузочных и три сортировочных станции. Размещение станций в основном предполагается осуществить в районах существующих полигонов ТКО. Что касается раздельного сбора ТКО, то в перспективе он будет организовываться в крае региональными операторами поэтапно на территориях поселений по следующим компонентам: пищевые отходы, отходы для вторичного использования, крупногабаритные отходы. Сказать, сколько для этого потребуется контейнеров, в какие суммы они обойдутся муниципалитетам, сегодня не готов ни один оператор.

Если у вас есть мусор – значит, у вас есть деньги

Наша жизнь в последнее тридцатилетие сильно изменилась. Мы забыли про авоськи, их заменили расцвеченные пакеты. Наши дети не знают, что конфеты можно насыпать в кулечек, сделанный из грубой серой бумаги, а газировка разливалась только в стеклотару, которую использовали многократно. И даже бабушки и дедушки не помнят, что селедку можно было просто завернуть в подвернувшуюся газету. А ведь все это принимала и «перерабатывала» матушка земля. Сегодня мы – продукт своего времени: постоянно платим не только за то, что приобретаем, но и за многочисленную, многоцветную упаковку, самым страшным «монстром» в которой являются пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты. Вот тут-то и материализуется крылатая фраза: «Если у вас есть мусор – значит, у вас есть деньги». Сколько средств мы ежегодно тратим на эту эстетику, сказать не сможет никто. Нет такой статистики. А вот то, что на переработку планетой этой роскоши уходят столетия – факт установленный. Наверное, чтобы организовать сбор всех отходов нашей жизнедеятельности без ущерба для природы, мало наладить процесс сбора и переработки, даже если это вдруг удастся. Надо поменять сознание каждого из нас. А иначе любые усилия успехом не увенчаются, а гадкий грязный мусор будет скалить свои зубы с обочин дорог, из лесополос, с берегов рек, озер, с горных склонов – в общем, отовсюду, где ступала нога человека.

Ответ на вопросы: «Что делать?» и «Кто виноват?» попытались найти участники районного совещания – специалисты федеральных, краевых, муниципальных служб и предприниматели.

Время на месте не стоит. Скоро будет проведен конкурс на определение регионального оператора по обращению с ТКО. Министерством ЖКХ и ТЭК Краснодарского края будет заключен с нею договор сроком на 10 лет. Определят обязанности оператора, в которые будут входить транспортировка, обработка, утилизация отходов, увеличение оборота вовлеченного в переработку вторичного сырья и последующее обеспечение поэтапного внедрения раздельного сбора мусора.

После внедрения в наш район регионального оператора все будут обязаны заключить договор (независимо от форм собственности) с данной службой на сбор и вывоз мусора.

Написала эти строки и представила возмущение тех, кому предстоит это делать! Вот уж поистине – мусор станет золотым для любого производства.

Вопросов, на которые нет ответа, становится все больше. Региональный оператор – компания из города Лабинска – должна приехать в район, загрузить мусор и доставить его в поселок Мостовской? Затрудняюсь даже рассчитать «намерянные» километры. Сколько же это будет стоить? Каким бременем ляжет на конечный продукт, который направят потребителю? Какими будут тарифы за вывоз этого драгоценного продукта нашей жизнедеятельности? Да и тарифы для населения неизбежно изменятся.

Как пример – изменившиеся с 15 апреля 2017 года тарифы на вывоз мусора. Так, по информации «КоммерсантЪ», согласно новому тарифу жители кубанской столицы и Динского района будут платить за один кубический метр твердых коммунальных отходов 429,72 рубля. Ранее тариф на услуги организации составлял 376 рублей. Рост стоимости услуги составил почти 15%. Вот вам и перспектива.

По разные стороны баррикад

Сразу отмечу: получить ответы на все вопросы на совещании так и не удалось. Участники оказались по разные стороны этой грозной баррикады из мусора. Проводивший совещание сотрудник Управления Росприроднадзора Игорь Олегович Кривошей подробно проинформировал о новшествах вступившего в силу закона и четко расставил приоритеты: есть Закон, его следует исполнять. Чьей головной болью станет поиск пути его рациональной реализации с максимальным снижением нагрузки на бизнес и граждан, сказать трудно. У контролирующих органов свои функции: выявлять, штрафовать, закрывать! В ходе разгоревшейся дискуссии предприниматели пытались обозначить возникающие при исполнении закона препятствия, главное из которых – отсутствие условий для рационального решения проблемы утилизации, говорили о возрастающих затратах. Но… их никто не слышал. Закон суров, но справедлив, потому что он – закон!

О том, что закон суров, говорит только один из эпизодов обсуждения. Вот конкретная ситуация: в рамках нового закона ответственность за выявленную несанкционированную свалку несет собственник или арендатор территории. На практике, например, если ночью на поле фермера кто-то вывезет гору мусора и контролирующие органы ее выявят, платить штраф или доказывать, чей это мусор, должен фермер. А полей в России, как известно, не меряно! В законе еще множество нюансов, которые ставят собственников в тупик. Как уследить за земляками, которые под покровом ночи «пошкодят» на чужой территории. А лесополосы! Для многих граждан это вообще привычное место для сброса нажитого и ставшего ненужным хлама.

А раз закон суров, то и санкции у него существенные. Так, штраф на физическое лицо составит теперь от 1 до 10 тысяч рублей, а на юридическое или предпринимателя – уже от 10 тысяч до 100.

По данным министерства природных ресурсов Краснодарского края, на территории края зарегистрировано свыше 300 свалок. Но это цифра далеко примерная и учитывает только крупные свалки, которые определяются методом геолокации. Но мы-то знаем, что сегодня такую стихийную свалку можно найти в самом неожиданном месте: на краю поля, под кустом, не говоря уже о лесополосах и берегах рек. И они множатся с каждым днем. Сколько нужно контролеров или неравнодушных людей, чтобы, надев перчатки, искать там фамилии и координаты людей бессовестных, бросающих порой мешки и пакеты с мусором прямо под двор соседу, в его огород, на обочину или сразу за ближайшим мостом.

Улучшить ситуацию и сократить количество мест локального захламления территорий в нашем крае намерены за счёт строительства новых центров по переработке и утилизации твердых бытовых отходов. По информации профильного министерства, до 2020 года на Кубани будет создано 11 мусороперерабатывающих комплексов. В частности, например, межмуниципальный мусороперерабатывающий комплекс в Белореченском районе уже готов на 80%. Высокая степень готовности полигона и в Тихорецком районе. Но кто из местных не знает, что оба они от нас на расстоянии двухсот километров? А «плечо» туда и обратно – все четыреста! Так что продукты нашей жизнедеятельности на моменте утилизации, пожалуй, существенно подорожают против купленных оригиналов!

Безусловно, самый простой путь решения проблемы – это строительство специализированных пунктов первичной переработки, хранения, организация сбора и доставки мусора в каждом районе, каждом сельском поселении. Вот только достойную сумму средств на это не может заложить ни один муниципалитет нашего района. А значит, переложить ее можно только на плечи граждан и субъектов предпринимательства. Вот только вопрос: а сдюжим ли? Не погибнет ли малый бизнес под давлением требующих вывоза отходов, а население готово ли нести бремя все повышающихся тарифов? Или все просто проигнорируют требования сурового закона, и борьба за чистоту окружающей среды превратится в «охоту», где контролирующие органы «охотники», а все мы «зайцы», оказавшиеся между молотом и наковальней? На эти вопросы ответов пока нет. Но есть примеры того, что мы свалкам мусора в борьбе проигрываем.
Людмила Рокотянская, главный редактор. Фото автора
Рубрика: Официально