«Сельская жизнь»
http://www.v-life.ru/index.php?area=news&id=3878

Окунуться в мир прошлого

Дата публикации: 25.03.2017

Семья – такое привычное слово... Но какой глубокий смысл в нём! Для меня семья – это мои родные, даже те, кого я никогда не видела в жизни, но чьи фотографии бережно хранятся у нас в альбомах.

Порой, перебирая эти старые семейные архивы, ловишь себя на мысли, что здесь практически нет случайных снимков: с пожелтевших фотографий на нас смотрят преисполненные важностью момента люди. Никакой небрежности ни в одежде, ни в прическах, ни в постановке кадра – каждый снимок сейчас уже определённая веха истории.

Помню, как ещё совсем ребенком, я, бывая в гостях у дедушки с бабушкой, любила перелистывать их бордовый в бархатном переплёте альбом с фотографиями, внимательно рассматривая незнакомых, но, как потом оказалось, родных мне по крови людей: прабабушку и прадедушку в казачьих костюмах. На одних фото они в окружении своих детей, на других – вдвоём. Но все эти снимки постановочные, так как сделаны в салоне. Плотная фотобумага до сих пор хранит их сосредоточенные взгляды, якобы ожидающие той самой птички, которая вот-вот должна была вылететь из объектива фотоаппарата.

Конечно, очень интересно было рассматривать фото, где мои родители изображены в детском возрасте. Вот на одной из таких трёхлетний малыш (как оказалось это мой папа). Позируя фотографу, он крепко держит за руку своего отца, в то время работавшего управляющим отделения № 3 пос. Веселый. Быть может, ещё кто-то помнит Павла Петровича Макаренко, одного из первых казаков, стоявших у основания этого посёлка. На его глазах он строился, обживался молодыми семьями, давал высокие показатели в животноводстве и сельском хозяйстве. Это сюда приезжали перенимать опыт животноводы из центральной России и Урала. Это отсюда возили племенной скот на выставку ВДНХ. Казалось бы, хорошие перспективы у Весёлого, но вот только лихие 90-е внесли свои коррективы, и посёлок стал постепенно вымирать, безработная молодёжь в поисках трудоустройства отправилась в города, да и стариков дети постепенно стали забирать к себе в станицы. И только мой дедушка Павел Петрович настолько был предан родной земле, что до последних дней своей жизни (точку которой поставила страшная болезнь) отказывался покидать Весёлый…

Но это всё случилось потом, спустя 40 лет, а пока что, перелистывая фотографии 50-60-х годов прошлого столетия, где моему папе Анатолию Павловичу Макаренко столько же лет, сколько сейчас моему младшему сынишке, удаётся только удивляться: как быстротечно время. У этой фотографии, как и у многих других, есть своя предыстория: папу в числе других его сверстников за помощь совхозу наградили Почётной грамотой и памятным значком. Михаил Иванович Каращенко, которого пригласили в правление совхоза как одного из лучших фотографов, чтобы запечатлить этот торжественный момент, не отказал жителям посёлка в просьбе сделать семейные снимки. Один из них – перед вами, уважаемые читатели. Здесь, рядом с папой, – его родители, великие труженики, не знавшие что такое отдых, потому что свободное от работы в совхозе время они, не разгибая спины, трудились на своих подворьях: Анастасия Никифоровна и Павел Петрович – мои дедушка и бабушка. Усыновив папу девятимесячным малышом, они стали ему самыми родными людьми, помогли сохранить ему родовые корни, разыскав двух братьев, которые в то время уже жили в г. Армавире в приёмной семье.

Вспоминая о детстве, папа рассказывал, как, ежедневно, помогая родителям, успевал буквально всё: и хозяйство немалое «управить» – накормить и подоить коров, травы накосить, навоз почистить и ещё уроки на «отлично» выучить… А огромная тяга к спорту и отсутствие каких бы то ни было в посёлке площадок для занятий подтолкнули его самостоятельно смастерить из подручного материала турник, который он установил на поляне около двора, и щит с баскетбольным кольцом, роль которого выполнял обруч из-под деревянной бочки.

Также мне очень нравится фотография, где папа 16-летним подростком запечатлён на фоне нашего родного предгорья с букетом ковыля и полевых цветов – нежно, трогательно и по-кубански волнительно: «Букет из полевых цветов. Он, может быть, не очень яркий, Но чист и нежен, как любовь!»

Вот так, перелистывая страницы альбома со старыми фотографиями, буквально заново проживаешь жизнь близких твоему сердцу людей. Ты не вторгаешься в их личное пространство, ты просто душой и сердцем осязаешь тот мир, в котором когда-то жили родные тебе люди.

По большому счету, фотоальбом – это своего рода семейная библия. Ни в одном предмете настолько сильно не сохраняется культура семейных традиций. И очень жалко, когда утрачивается интерес к просмотру альбомов, к тому же, старые снимки приходят в негодность – ломаются, желтеют, выцветают. А когда из памяти уходят имена людей, изображенных на старых фото, то и снимки теряют какую-либо семейную ценность и безжалостно уничтожаются или выбрасываются. Вместе с этим безвозвратно исчезают частички семейных историй, теряются следы эпохи.

Вспомните, когда вы в последний раз листали семейный альбом с фотографиями. А теперь ответьте, насколько свежие там снимки? То-то и оно. Вам, кстати, ещё повезло – у многих современных семей таких альбомов вообще нет. Казалось бы, зачем они нужны, если самые удачные кадры можно выкладывать в виртуальные альбомы в соцсетях, а те, которые просто жалко удалять, будут годами храниться на электронных носителях! Но только представьте, в один момент произошёл компьютерный сбой, или носитель с вашими фото размагнитился – и всё… От летописи семьи остался один только прах. Так, быть может, всё же стоит напечатать хоть несколько фотографий, чтобы спустя десятилетия ваши потомки точно также бережно их держали в руках и рассказывали своим детям о том, кто на них изображён...
Порой, перебирая эти старые семейные архивы, ловишь себя на мысли, что здесь практически нет случайных снимков: с пожелтевших фотографий на нас смотрят преисполненные важностью момента люди. Никакой небрежности ни в одежде, ни в прическах, ни в постановке кадра – каждый снимок сейчас уже определённая веха истории.

Помню, как ещё совсем ребенком, я, бывая в гостях у дедушки с бабушкой, любила перелистывать их бордовый в бархатном переплёте альбом с фотографиями, внимательно рассматривая незнакомых, но, как потом оказалось, родных мне по крови людей: прабабушку и прадедушку в казачьих костюмах. На одних фото они в окружении своих детей, на других – вдвоём. Но все эти снимки постановочные, так как сделаны в салоне. Плотная фотобумага до сих пор хранит их сосредоточенные взгляды, якобы ожидающие той самой птички, которая вот-вот должна была вылететь из объектива фотоаппарата.

Конечно, очень интересно было рассматривать фото, где мои родители изображены в детском возрасте. Вот на одной из таких трёхлетний малыш (как оказалось это мой папа). Позируя фотографу, он крепко держит за руку своего отца, в то время работавшего управляющим отделения № 3 пос. Веселый. Быть может, ещё кто-то помнит Павла Петровича Макаренко, одного из первых казаков, стоявших у основания этого посёлка. На его глазах он строился, обживался молодыми семьями, давал высокие показатели в животноводстве и сельском хозяйстве. Это сюда приезжали перенимать опыт животноводы из центральной России и Урала. Это отсюда возили племенной скот на выставку ВДНХ. Казалось бы, хорошие перспективы у Весёлого, но вот только лихие 90-е внесли свои коррективы, и посёлок стал постепенно вымирать, безработная молодёжь в поисках трудоустройства отправилась в города, да и стариков дети постепенно стали забирать к себе в станицы. И только мой дедушка Павел Петрович настолько был предан родной земле, что до последних дней своей жизни (точку которой поставила страшная болезнь) отказывался покидать Весёлый…

Но это всё случилось потом, спустя 40 лет, а пока что, перелистывая фотографии 50-60-х годов прошлого столетия, где моему папе Анатолию Павловичу Макаренко столько же лет, сколько сейчас моему младшему сынишке, удаётся только удивляться: как быстротечно время. У этой фотографии, как и у многих других, есть своя предыстория: папу в числе других его сверстников за помощь совхозу наградили Почётной грамотой и памятным значком. Михаил Иванович Каращенко, которого пригласили в правление совхоза как одного из лучших фотографов, чтобы запечатлить этот торжественный момент, не отказал жителям посёлка в просьбе сделать семейные снимки. Один из них – перед вами, уважаемые читатели. Здесь, рядом с папой, – его родители, великие труженики, не знавшие что такое отдых, потому что свободное от работы в совхозе время они, не разгибая спины, трудились на своих подворьях: Анастасия Никифоровна и Павел Петрович – мои дедушка и бабушка. Усыновив папу девятимесячным малышом, они стали ему самыми родными людьми, помогли сохранить ему родовые корни, разыскав двух братьев, которые в то время уже жили в г. Армавире в приёмной семье.

Вспоминая о детстве, папа рассказывал, как, ежедневно, помогая родителям, успевал буквально всё: и хозяйство немалое «управить» – накормить и подоить коров, травы накосить, навоз почистить и ещё уроки на «отлично» выучить… А огромная тяга к спорту и отсутствие каких бы то ни было в посёлке площадок для занятий подтолкнули его самостоятельно смастерить из подручного материала турник, который он установил на поляне около двора, и щит с баскетбольным кольцом, роль которого выполнял обруч из-под деревянной бочки.

Также мне очень нравится фотография, где папа 16-летним подростком запечатлён на фоне нашего родного предгорья с букетом ковыля и полевых цветов – нежно, трогательно и по-кубански волнительно: «Букет из полевых цветов. Он, может быть, не очень яркий, Но чист и нежен, как любовь!»

Вот так, перелистывая страницы альбома со старыми фотографиями, буквально заново проживаешь жизнь близких твоему сердцу людей. Ты не вторгаешься в их личное пространство, ты просто душой и сердцем осязаешь тот мир, в котором когда-то жили родные тебе люди.

По большому счету, фотоальбом – это своего рода семейная библия. Ни в одном предмете настолько сильно не сохраняется культура семейных традиций. И очень жалко, когда утрачивается интерес к просмотру альбомов, к тому же, старые снимки приходят в негодность – ломаются, желтеют, выцветают. А когда из памяти уходят имена людей, изображенных на старых фото, то и снимки теряют какую-либо семейную ценность и безжалостно уничтожаются или выбрасываются. Вместе с этим безвозвратно исчезают частички семейных историй, теряются следы эпохи.

Вспомните, когда вы в последний раз листали семейный альбом с фотографиями. А теперь ответьте, насколько свежие там снимки? То-то и оно. Вам, кстати, ещё повезло – у многих современных семей таких альбомов вообще нет. Казалось бы, зачем они нужны, если самые удачные кадры можно выкладывать в виртуальные альбомы в соцсетях, а те, которые просто жалко удалять, будут годами храниться на электронных носителях! Но только представьте, в один момент произошёл компьютерный сбой, или носитель с вашими фото размагнитился – и всё… От летописи семьи остался один только прах. Так, быть может, всё же стоит напечатать хоть несколько фотографий, чтобы спустя десятилетия ваши потомки точно также бережно их держали в руках и рассказывали своим детям о том, кто на них изображён...
Светлана ЧАЗОВА
Рубрика: Общество