Сельская жизнь
Сайт общественно-политической газеты Отрадненского района Краснодарского края
Газета издается с 10 сентября 1930 г.
$ 92.13 € 98.70
       
 
Новости

Белый ворон Павел Крусанов

Дата публикации: 12.05.2016

Павел Крусанов – обладатель многих литературных премий, а кроме того, судя по многочисленным отзывам пользователей сети Интернет, человек, который цепляет своими произведениями, который дает возможность каждому читателю по-своему осмыслить тот или иной текст. Крусанову немногим больше пятидесяти, но, читая его роман, нельзя не признать, что писателю удается придавать своему опыту и внушительному багажу знаний форму элементарного повествования. Я могу объяснить свой выбор именно этого писателя тем, что его книга «Ворон белый» была первым (и, к слову, последним) фэнтэзи-романом, который я когда-либо читала. Точного названия жанра его повествования нет. То ли это интеллектуальное фэнтези, то ли неомифологизм – в любом случае, не все в этом произведении понятно для читателя и следует разобраться, что к чему.

Итак, фэнтази-роман Павла Крусанова «Ворон белый. История живых существ». впервые был опубликован в журнале «Октябрь» в 2011 году. Кстати, писатель еще с 90-х сотрудничает с этим изданием. А не так давно полная версия текста была выпущена издательством «ЭКСМО».

Эта книга не осталась без внимания критиков. Например, Виктор Топоров (ближайший друг Крусанова), поет писателю дифирамбы и находит у него в произведениях «незаметную, но очень значимую цикличность»: «Каждый из четырех последних романов Крусанова выстроен по одной и той же схеме: «петербургские фундаменталисты» (фактический лидер Крусанов, идейный лидер Секацкий, старейшина Подольский, валькирия Москвина, мизантроп Коровин и другие; только все помоложе, чем в жизни, и, как правило, не состоят в браке), посреди питейно-банного и, не в последнюю очередь, благодушно-любомудрого житья-бытья внезапно сталкиваются с каким-то странным персонажем (однажды это был аж Сергей Курехин, по такому случаю писателем воскрешенный), за спиной у которого, «как птица на рощу, кричит» (ранний Бродский) какая-нибудь столь же странная и загадочная проблема, всякий раз на поверку оказывающаяся сакраментальным вопросом о том, быть человечеству или не быть». К сожалению, Топоров перебарщивает со своей слащавой лестью, чем вызывает подозрение в искренности и истинности его высказывания.

Совершенно иную мысль высказывает Денис Власов в журнале Собака.ру. «По сути, Крусанов каждый раз пережевывает одни и те же темы: необходимость консерватизма и обнищание душонки человеческой. С прискорбием отмечу, что от романа к роману его тексты все заунывнее и печальнее. Как будто после пира нас посадили на голодный паек».

Лично мне ближе мнение Власова. После прочтения, это фантастически-мифическое произведение оставляет некую смуту в голове. Непонятна основная идея данной книги. Никакой интеллектуальной подоплекой и не пахло. Хотя, поначалу, кажется, что этот роман несет в себе некий сакральный смысл и будет понятен только определенному, так сказать, избранному, кругу лиц. Эта книга не является знаковой или из ряда вон выходящей. Она одна из многих, написаных Крусановым за последнее время. А жаль, ведь в 90-е все так хорошо начиналось. Многие наслышаны о знаменитом «Укусе ангела», благодаря которому Крусанов и стал популярным. За эту книгу он удостоился следующих слов: «Павел Крусанов — писатель настолько хороший, что разные идиоты даже обвиняют его в фашизме. Что обычно происходит с людьми безупречно творческими». Последующие его работы тоже были приняты, но уже с наименьшими восторгом. И так из года в год ожидание «глотка свежего воздуха от Крусанова» сменилось ожиданием очередного романчика и не более.

Но вернемся к «Ворону белому». Чтобы нам проще было воспринимать эти туманные высказывания, необходимо вспомнить фабулу романа. Действие начинается в Петербурге, наши дни. Первую главу автор целиком посвящает представлению «братьев» главного героя – членов стаи, таких же, как и он. Впрочем, мы будем узнавать о каких-то деталях их портретов на протяжении всего произведения. Итак, семь человек с необычными прозвищами: Гусляр (от его имени ведется повествование), Брахман, Одихмантий, Рыбак, Нестор, Мать-Ольха и Князь. «Сложи нас воедино, мы со своими достоинствами, гасящими отдельные ничтожные недостатки, были бы, пожалуй, совершенным организмом. Этакой устойчивой, неодолимой химерой… Как семь пальцев на одной руке – попробуй представь такое безобразие. Особенно, сжатыми в кулак. Впрочем, и сам по себе каждый из нас, безусловно, мог рассчитывать на восхищение. И вот еще – чуть не забыл – тотемом нашей стаи был белый ворон».

Автор уделяет огромное внимание описанию, как самих героев, так и их совместного быта. У каждого из них своя жизнь, но вместе они проводят достаточно много времени для появления определенных ритуалов и традиций. Таких, например, как походы в баню или распитие «живой воды» (водки). Но уже в конце первой главы появляется наиболее таинственный персонаж романа – Желтый Зверь. Это некое чудовище, которое пробудилось от долгого сна и грозится уничтожить человечество. Важный элемент композиции произведения – в конце каждой главы появляется подзаголовок «Без свидетеля» и следует повествование, связанное со Зверем. Вполне предсказуемо, что эти две сюжетные линии в итоге пересекутся, но произойдет это лишь в последней главе.

Гусляр работал для телекомпании «Вечный зов», где достиг определенных успехов. Его начальник с неприятным именем Льнява предложил ему работу, связанную с экспедицией для поимки Желтого Зверя. Гусляр отказался. Затем он рассказал об этом стае, после чего все семеро решили отправиться в самостоятельное путешествие, так как Брахман, обладающий магическими способностями воспринимать эфирные сигналы, заверил, что это необходимо для безопасности планеты. «Оказалось, что “Желтый Зверь в черном пламени гривы” был предсказан в XVI веке Цезарем Нострадамусом, унаследовавшим откровения божественного огня, астрологические познания и оккультный дар своего знаменитого отца и также составившим книгу прорицаний. До нас дошел лишь фрагмент рассказа то ли о бесе высокого чина, который в свой срок решит отпасть от царства дьявола, с тем чтобы вновь переродиться в ангела и вернуться под Божью десницу, то ли об ангеле, замороченном нечистым и изменившем своей природе, но в итоге превозмогшем морок. Это и есть Желтый Зверь. Сохранившийся фрагмент не имел завершения: удастся ли попытка, осуществится ли перерождение, что последует за тяжбой двух великих сил – теперь неизвестно».

После недолгих сборов бравая команда выезжает на поиски приключений. Совсем скоро выясняется, что Льнява и его помощники не очень-то рады такому повороту событий. Но стая с удивительной легкостью отводят от себя все атаки, спокойно продолжая свой путь. Кстати, в дороге они, что называется, говорили «за жизнь», обсуждая все возможные проблемы и вопросы: от насущных до возвышенных. Помимо этого, автор достаточно часто прибегал к описанию российской природы.

В конце концов, после долгой поездки стая добралась до места встречи с Желтым Зверем – загадочный дубовый лес. По пути они находят тела людей из «Вечного зова»: их все-таки опередили. И вот – битва. До этого Зверь убивал только физически. Здесь же автор предлагает нам понаблюдать за некой разновидностью ментальной битвы. Каждый член стаи по очереди подходил и сражался со Зверем. И все погибали. И главный герой тоже.«Так я умер». Но история на этом не кончается: во-первых, взмыв над землей, я с удивлением узнал, что это не первая моя смерть, а во-вторых, хоть я и умер, я должен завершить рассказ, пусть даже из-за гибельной черты, из-за порога вечного безмолвия».

Лишь Брахману, последнему воину, удалось уничтожить зверя, но ценой жизни всех, включая его самого. «Зверь был уже сражен, он грузно опадал, не устояв в своей неправоте… Но тут внезапно два крыла высверкнули из-за его спины, сошлись со свистом впереди и, словно разболтанные ножницы с изрядным люфтом, рассекли Брахмана на три части».

Книга завершается своеобразным постскриптумом, называющимся «Достоверное свидетельство». Там повествуется о такой же группе людей, только в Германии. В этом послесловии автор явно намекает на реинкарнацию, которая, по его мнению, и подтверждает правдоподобность всего описанного выше.

Такой литературный жанр, как роман, подразумевает, на мой взгляд, не только многообразие тем и подтем, но и наличие двух и более сюжетных линии. Таковых в «Вороне белом» две, и вполне логично, что они все-таки пересеклись. Произведение также не может похвастаться обилием персонажей и судеб, но автор пытается компенсировать это предельно детальным описанием семерых членов стаи (но если признаться, компенсация хиленькая вышла). Сам автор характеризует своих героев как «решительных, харизматичных личностей, готовых в любой момент сорваться и поехать, например, в российскую глубинку, чтобы победить совершенно неведомого Зверя». А на деле все превращается в ТВ шоу и крусановские персонажи из себя особо ничего не представляют.

Разумеется, каждый прочитает и поймет этот фэнтэзи-роман по-своему. Кто-то решит, что в нем присутствует некая интеллектуальная подоплека и будет с гордостью рассказывать всем о его прочтении, а кто-то посчитает эту книгу сомнительным чтивом и предпочтет умолчать об ознакомлении с ней.

Итак, занимает ли это произведение, на мой взгляд, какое-то особое место в рамках российской литературы? Увы, нет. Книга просто напичкана различными клише, которые косвенно делают отсылки к голливудским фильмам. Крусанов пытается прикрыть все это тем, что основная идея его неомифологического романа заключается в борьбе с неизвестностью. Он не торопится с подробным описанием мифического Желтого Зверя (лишь при встрече лицом к лицу герои видят, как он выглядит), объясняя это тем что, «русский человек всегда грешил своей любовью к ведению войны с тем, кого и в глаза-то не видел».

Кроме основной мысли, писатель вводит множество подтем, которые он считает существенными сегодня. В основном, они связаны с современным обществом и русским человеком. Автор выражает субъективное мнение через позиции героев, отрицающих, например, различного рода общества по защите живой природы («зеленцы») и такого классического отрицательного героя, как Льнява, который гонится за наживой, а добро всегда побеждает зло – Крусанов не стал отступать от традиции.

Но все не так здорово и слащаво, как могло показаться на первый взгляд. Как по мне, так Крусанов пытается прикрыть истинную составляющую своего текста тем, что заменяет привычные слова некими мифологическими символами, пытаясь создать эффект другой реальности. Символы конечно очень явные, как говорится, и дураку понятные: «Под хорошую закуску, соответствующую случаю, мы наслаждались живой водой, категорически предпочитая ее дыму отечества, звездной пыли и небу в таблетках, поскольку последние магические медиаторы размягчали внутреннюю вертикаль, так что ее можно было вязать узлами, а мы на это не могли согласиться ни при каких обстоятельствах». Также, становится и очень явным то, на какую аудиторию рассчитано данное произведение. Например, немного присмотревшись, можно провести аналогию между Зверем и очередным злодеем из компьютерных игр, ну а если говорить в целом, то роман явно рассчитан на поколение «Последнего героя», которое является зависимым и от реалити шоу, зомби-ящиков и голливудских фильмов. То же ТВ шоу, те же злодеи, никакого намека на художественное произведение, а лишь пародия на инобытие.

Чаще всего «Ворон белый» – рассматривается как интеллектуальный мифологический роман. Но давайте будем честными. Вряд ли то, что Крусанов прибегает к пограничным словам, практически используя обсценную лексику, играет этому громкому определению в плюс. Я думаю, что Крусанов просто забыл о том, что такое подлинный художественный мир, поэтому и не смог его описать. Он вроде и пытался создать роман о людях, гармонично сочетающих в себе образованность, умение пофилософствовать, которые были бы заинтересованны в культурной и политической жизни общества, но при этом проводящих свободное время в бане, способных к авантюрным (если хотите, сумасшедшим) поступкам, но не вышло. Видимо и его снесла волна современных тенденций, тянущих нас ко дну. Но нельзя ставить на нем крест, быть может Крусанов еще выберется на берег и удивит всех нас.
Итак, фэнтази-роман Павла Крусанова «Ворон белый. История живых существ». впервые был опубликован в журнале «Октябрь» в 2011 году. Кстати, писатель еще с 90-х сотрудничает с этим изданием. А не так давно полная версия текста была выпущена издательством «ЭКСМО».

Эта книга не осталась без внимания критиков. Например, Виктор Топоров (ближайший друг Крусанова), поет писателю дифирамбы и находит у него в произведениях «незаметную, но очень значимую цикличность»: «Каждый из четырех последних романов Крусанова выстроен по одной и той же схеме: «петербургские фундаменталисты» (фактический лидер Крусанов, идейный лидер Секацкий, старейшина Подольский, валькирия Москвина, мизантроп Коровин и другие; только все помоложе, чем в жизни, и, как правило, не состоят в браке), посреди питейно-банного и, не в последнюю очередь, благодушно-любомудрого житья-бытья внезапно сталкиваются с каким-то странным персонажем (однажды это был аж Сергей Курехин, по такому случаю писателем воскрешенный), за спиной у которого, «как птица на рощу, кричит» (ранний Бродский) какая-нибудь столь же странная и загадочная проблема, всякий раз на поверку оказывающаяся сакраментальным вопросом о том, быть человечеству или не быть». К сожалению, Топоров перебарщивает со своей слащавой лестью, чем вызывает подозрение в искренности и истинности его высказывания.

Совершенно иную мысль высказывает Денис Власов в журнале Собака.ру. «По сути, Крусанов каждый раз пережевывает одни и те же темы: необходимость консерватизма и обнищание душонки человеческой. С прискорбием отмечу, что от романа к роману его тексты все заунывнее и печальнее. Как будто после пира нас посадили на голодный паек».

Лично мне ближе мнение Власова. После прочтения, это фантастически-мифическое произведение оставляет некую смуту в голове. Непонятна основная идея данной книги. Никакой интеллектуальной подоплекой и не пахло. Хотя, поначалу, кажется, что этот роман несет в себе некий сакральный смысл и будет понятен только определенному, так сказать, избранному, кругу лиц. Эта книга не является знаковой или из ряда вон выходящей. Она одна из многих, написаных Крусановым за последнее время. А жаль, ведь в 90-е все так хорошо начиналось. Многие наслышаны о знаменитом «Укусе ангела», благодаря которому Крусанов и стал популярным. За эту книгу он удостоился следующих слов: «Павел Крусанов — писатель настолько хороший, что разные идиоты даже обвиняют его в фашизме. Что обычно происходит с людьми безупречно творческими». Последующие его работы тоже были приняты, но уже с наименьшими восторгом. И так из года в год ожидание «глотка свежего воздуха от Крусанова» сменилось ожиданием очередного романчика и не более.

Но вернемся к «Ворону белому». Чтобы нам проще было воспринимать эти туманные высказывания, необходимо вспомнить фабулу романа. Действие начинается в Петербурге, наши дни. Первую главу автор целиком посвящает представлению «братьев» главного героя – членов стаи, таких же, как и он. Впрочем, мы будем узнавать о каких-то деталях их портретов на протяжении всего произведения. Итак, семь человек с необычными прозвищами: Гусляр (от его имени ведется повествование), Брахман, Одихмантий, Рыбак, Нестор, Мать-Ольха и Князь. «Сложи нас воедино, мы со своими достоинствами, гасящими отдельные ничтожные недостатки, были бы, пожалуй, совершенным организмом. Этакой устойчивой, неодолимой химерой… Как семь пальцев на одной руке – попробуй представь такое безобразие. Особенно, сжатыми в кулак. Впрочем, и сам по себе каждый из нас, безусловно, мог рассчитывать на восхищение. И вот еще – чуть не забыл – тотемом нашей стаи был белый ворон».

Автор уделяет огромное внимание описанию, как самих героев, так и их совместного быта. У каждого из них своя жизнь, но вместе они проводят достаточно много времени для появления определенных ритуалов и традиций. Таких, например, как походы в баню или распитие «живой воды» (водки). Но уже в конце первой главы появляется наиболее таинственный персонаж романа – Желтый Зверь. Это некое чудовище, которое пробудилось от долгого сна и грозится уничтожить человечество. Важный элемент композиции произведения – в конце каждой главы появляется подзаголовок «Без свидетеля» и следует повествование, связанное со Зверем. Вполне предсказуемо, что эти две сюжетные линии в итоге пересекутся, но произойдет это лишь в последней главе.

Гусляр работал для телекомпании «Вечный зов», где достиг определенных успехов. Его начальник с неприятным именем Льнява предложил ему работу, связанную с экспедицией для поимки Желтого Зверя. Гусляр отказался. Затем он рассказал об этом стае, после чего все семеро решили отправиться в самостоятельное путешествие, так как Брахман, обладающий магическими способностями воспринимать эфирные сигналы, заверил, что это необходимо для безопасности планеты. «Оказалось, что “Желтый Зверь в черном пламени гривы” был предсказан в XVI веке Цезарем Нострадамусом, унаследовавшим откровения божественного огня, астрологические познания и оккультный дар своего знаменитого отца и также составившим книгу прорицаний. До нас дошел лишь фрагмент рассказа то ли о бесе высокого чина, который в свой срок решит отпасть от царства дьявола, с тем чтобы вновь переродиться в ангела и вернуться под Божью десницу, то ли об ангеле, замороченном нечистым и изменившем своей природе, но в итоге превозмогшем морок. Это и есть Желтый Зверь. Сохранившийся фрагмент не имел завершения: удастся ли попытка, осуществится ли перерождение, что последует за тяжбой двух великих сил – теперь неизвестно».

После недолгих сборов бравая команда выезжает на поиски приключений. Совсем скоро выясняется, что Льнява и его помощники не очень-то рады такому повороту событий. Но стая с удивительной легкостью отводят от себя все атаки, спокойно продолжая свой путь. Кстати, в дороге они, что называется, говорили «за жизнь», обсуждая все возможные проблемы и вопросы: от насущных до возвышенных. Помимо этого, автор достаточно часто прибегал к описанию российской природы.

В конце концов, после долгой поездки стая добралась до места встречи с Желтым Зверем – загадочный дубовый лес. По пути они находят тела людей из «Вечного зова»: их все-таки опередили. И вот – битва. До этого Зверь убивал только физически. Здесь же автор предлагает нам понаблюдать за некой разновидностью ментальной битвы. Каждый член стаи по очереди подходил и сражался со Зверем. И все погибали. И главный герой тоже.«Так я умер». Но история на этом не кончается: во-первых, взмыв над землей, я с удивлением узнал, что это не первая моя смерть, а во-вторых, хоть я и умер, я должен завершить рассказ, пусть даже из-за гибельной черты, из-за порога вечного безмолвия».

Лишь Брахману, последнему воину, удалось уничтожить зверя, но ценой жизни всех, включая его самого. «Зверь был уже сражен, он грузно опадал, не устояв в своей неправоте… Но тут внезапно два крыла высверкнули из-за его спины, сошлись со свистом впереди и, словно разболтанные ножницы с изрядным люфтом, рассекли Брахмана на три части».

Книга завершается своеобразным постскриптумом, называющимся «Достоверное свидетельство». Там повествуется о такой же группе людей, только в Германии. В этом послесловии автор явно намекает на реинкарнацию, которая, по его мнению, и подтверждает правдоподобность всего описанного выше.

Такой литературный жанр, как роман, подразумевает, на мой взгляд, не только многообразие тем и подтем, но и наличие двух и более сюжетных линии. Таковых в «Вороне белом» две, и вполне логично, что они все-таки пересеклись. Произведение также не может похвастаться обилием персонажей и судеб, но автор пытается компенсировать это предельно детальным описанием семерых членов стаи (но если признаться, компенсация хиленькая вышла). Сам автор характеризует своих героев как «решительных, харизматичных личностей, готовых в любой момент сорваться и поехать, например, в российскую глубинку, чтобы победить совершенно неведомого Зверя». А на деле все превращается в ТВ шоу и крусановские персонажи из себя особо ничего не представляют.

Разумеется, каждый прочитает и поймет этот фэнтэзи-роман по-своему. Кто-то решит, что в нем присутствует некая интеллектуальная подоплека и будет с гордостью рассказывать всем о его прочтении, а кто-то посчитает эту книгу сомнительным чтивом и предпочтет умолчать об ознакомлении с ней.

Итак, занимает ли это произведение, на мой взгляд, какое-то особое место в рамках российской литературы? Увы, нет. Книга просто напичкана различными клише, которые косвенно делают отсылки к голливудским фильмам. Крусанов пытается прикрыть все это тем, что основная идея его неомифологического романа заключается в борьбе с неизвестностью. Он не торопится с подробным описанием мифического Желтого Зверя (лишь при встрече лицом к лицу герои видят, как он выглядит), объясняя это тем что, «русский человек всегда грешил своей любовью к ведению войны с тем, кого и в глаза-то не видел».

Кроме основной мысли, писатель вводит множество подтем, которые он считает существенными сегодня. В основном, они связаны с современным обществом и русским человеком. Автор выражает субъективное мнение через позиции героев, отрицающих, например, различного рода общества по защите живой природы («зеленцы») и такого классического отрицательного героя, как Льнява, который гонится за наживой, а добро всегда побеждает зло – Крусанов не стал отступать от традиции.

Но все не так здорово и слащаво, как могло показаться на первый взгляд. Как по мне, так Крусанов пытается прикрыть истинную составляющую своего текста тем, что заменяет привычные слова некими мифологическими символами, пытаясь создать эффект другой реальности. Символы конечно очень явные, как говорится, и дураку понятные: «Под хорошую закуску, соответствующую случаю, мы наслаждались живой водой, категорически предпочитая ее дыму отечества, звездной пыли и небу в таблетках, поскольку последние магические медиаторы размягчали внутреннюю вертикаль, так что ее можно было вязать узлами, а мы на это не могли согласиться ни при каких обстоятельствах». Также, становится и очень явным то, на какую аудиторию рассчитано данное произведение. Например, немного присмотревшись, можно провести аналогию между Зверем и очередным злодеем из компьютерных игр, ну а если говорить в целом, то роман явно рассчитан на поколение «Последнего героя», которое является зависимым и от реалити шоу, зомби-ящиков и голливудских фильмов. То же ТВ шоу, те же злодеи, никакого намека на художественное произведение, а лишь пародия на инобытие.

Чаще всего «Ворон белый» – рассматривается как интеллектуальный мифологический роман. Но давайте будем честными. Вряд ли то, что Крусанов прибегает к пограничным словам, практически используя обсценную лексику, играет этому громкому определению в плюс. Я думаю, что Крусанов просто забыл о том, что такое подлинный художественный мир, поэтому и не смог его описать. Он вроде и пытался создать роман о людях, гармонично сочетающих в себе образованность, умение пофилософствовать, которые были бы заинтересованны в культурной и политической жизни общества, но при этом проводящих свободное время в бане, способных к авантюрным (если хотите, сумасшедшим) поступкам, но не вышло. Видимо и его снесла волна современных тенденций, тянущих нас ко дну. Но нельзя ставить на нем крест, быть может Крусанов еще выберется на берег и удивит всех нас.
Анастасия ФЕСЕНКО
Рубрика: Общество
 
Новости

Белый ворон Павел Крусанов

Дата публикации: 12.05.2016

Павел Крусанов – обладатель многих литературных премий, а кроме того, судя по многочисленным отзывам пользователей сети Интернет, человек, который цепляет своими произведениями, который дает возможность каждому читателю по-своему осмыслить тот или иной текст. Крусанову немногим больше пятидесяти, но, читая его роман, нельзя не признать, что писателю удается придавать своему опыту и внушительному багажу знаний форму элементарного повествования. Я могу объяснить свой выбор именно этого писателя тем, что его книга «Ворон белый» была первым (и, к слову, последним) фэнтэзи-романом, который я когда-либо читала. Точного названия жанра его повествования нет. То ли это интеллектуальное фэнтези, то ли неомифологизм – в любом случае, не все в этом произведении понятно для читателя и следует разобраться, что к чему.

Итак, фэнтази-роман Павла Крусанова «Ворон белый. История живых существ». впервые был опубликован в журнале «Октябрь» в 2011 году. Кстати, писатель еще с 90-х сотрудничает с этим изданием. А не так давно полная версия текста была выпущена издательством «ЭКСМО».

Эта книга не осталась без внимания критиков. Например, Виктор Топоров (ближайший друг Крусанова), поет писателю дифирамбы и находит у него в произведениях «незаметную, но очень значимую цикличность»: «Каждый из четырех последних романов Крусанова выстроен по одной и той же схеме: «петербургские фундаменталисты» (фактический лидер Крусанов, идейный лидер Секацкий, старейшина Подольский, валькирия Москвина, мизантроп Коровин и другие; только все помоложе, чем в жизни, и, как правило, не состоят в браке), посреди питейно-банного и, не в последнюю очередь, благодушно-любомудрого житья-бытья внезапно сталкиваются с каким-то странным персонажем (однажды это был аж Сергей Курехин, по такому случаю писателем воскрешенный), за спиной у которого, «как птица на рощу, кричит» (ранний Бродский) какая-нибудь столь же странная и загадочная проблема, всякий раз на поверку оказывающаяся сакраментальным вопросом о том, быть человечеству или не быть». К сожалению, Топоров перебарщивает со своей слащавой лестью, чем вызывает подозрение в искренности и истинности его высказывания.

Совершенно иную мысль высказывает Денис Власов в журнале Собака.ру. «По сути, Крусанов каждый раз пережевывает одни и те же темы: необходимость консерватизма и обнищание душонки человеческой. С прискорбием отмечу, что от романа к роману его тексты все заунывнее и печальнее. Как будто после пира нас посадили на голодный паек».

Лично мне ближе мнение Власова. После прочтения, это фантастически-мифическое произведение оставляет некую смуту в голове. Непонятна основная идея данной книги. Никакой интеллектуальной подоплекой и не пахло. Хотя, поначалу, кажется, что этот роман несет в себе некий сакральный смысл и будет понятен только определенному, так сказать, избранному, кругу лиц. Эта книга не является знаковой или из ряда вон выходящей. Она одна из многих, написаных Крусановым за последнее время. А жаль, ведь в 90-е все так хорошо начиналось. Многие наслышаны о знаменитом «Укусе ангела», благодаря которому Крусанов и стал популярным. За эту книгу он удостоился следующих слов: «Павел Крусанов — писатель настолько хороший, что разные идиоты даже обвиняют его в фашизме. Что обычно происходит с людьми безупречно творческими». Последующие его работы тоже были приняты, но уже с наименьшими восторгом. И так из года в год ожидание «глотка свежего воздуха от Крусанова» сменилось ожиданием очередного романчика и не более.

Но вернемся к «Ворону белому». Чтобы нам проще было воспринимать эти туманные высказывания, необходимо вспомнить фабулу романа. Действие начинается в Петербурге, наши дни. Первую главу автор целиком посвящает представлению «братьев» главного героя – членов стаи, таких же, как и он. Впрочем, мы будем узнавать о каких-то деталях их портретов на протяжении всего произведения. Итак, семь человек с необычными прозвищами: Гусляр (от его имени ведется повествование), Брахман, Одихмантий, Рыбак, Нестор, Мать-Ольха и Князь. «Сложи нас воедино, мы со своими достоинствами, гасящими отдельные ничтожные недостатки, были бы, пожалуй, совершенным организмом. Этакой устойчивой, неодолимой химерой… Как семь пальцев на одной руке – попробуй представь такое безобразие. Особенно, сжатыми в кулак. Впрочем, и сам по себе каждый из нас, безусловно, мог рассчитывать на восхищение. И вот еще – чуть не забыл – тотемом нашей стаи был белый ворон».

Автор уделяет огромное внимание описанию, как самих героев, так и их совместного быта. У каждого из них своя жизнь, но вместе они проводят достаточно много времени для появления определенных ритуалов и традиций. Таких, например, как походы в баню или распитие «живой воды» (водки). Но уже в конце первой главы появляется наиболее таинственный персонаж романа – Желтый Зверь. Это некое чудовище, которое пробудилось от долгого сна и грозится уничтожить человечество. Важный элемент композиции произведения – в конце каждой главы появляется подзаголовок «Без свидетеля» и следует повествование, связанное со Зверем. Вполне предсказуемо, что эти две сюжетные линии в итоге пересекутся, но произойдет это лишь в последней главе.

Гусляр работал для телекомпании «Вечный зов», где достиг определенных успехов. Его начальник с неприятным именем Льнява предложил ему работу, связанную с экспедицией для поимки Желтого Зверя. Гусляр отказался. Затем он рассказал об этом стае, после чего все семеро решили отправиться в самостоятельное путешествие, так как Брахман, обладающий магическими способностями воспринимать эфирные сигналы, заверил, что это необходимо для безопасности планеты. «Оказалось, что “Желтый Зверь в черном пламени гривы” был предсказан в XVI веке Цезарем Нострадамусом, унаследовавшим откровения божественного огня, астрологические познания и оккультный дар своего знаменитого отца и также составившим книгу прорицаний. До нас дошел лишь фрагмент рассказа то ли о бесе высокого чина, который в свой срок решит отпасть от царства дьявола, с тем чтобы вновь переродиться в ангела и вернуться под Божью десницу, то ли об ангеле, замороченном нечистым и изменившем своей природе, но в итоге превозмогшем морок. Это и есть Желтый Зверь. Сохранившийся фрагмент не имел завершения: удастся ли попытка, осуществится ли перерождение, что последует за тяжбой двух великих сил – теперь неизвестно».

После недолгих сборов бравая команда выезжает на поиски приключений. Совсем скоро выясняется, что Льнява и его помощники не очень-то рады такому повороту событий. Но стая с удивительной легкостью отводят от себя все атаки, спокойно продолжая свой путь. Кстати, в дороге они, что называется, говорили «за жизнь», обсуждая все возможные проблемы и вопросы: от насущных до возвышенных. Помимо этого, автор достаточно часто прибегал к описанию российской природы.

В конце концов, после долгой поездки стая добралась до места встречи с Желтым Зверем – загадочный дубовый лес. По пути они находят тела людей из «Вечного зова»: их все-таки опередили. И вот – битва. До этого Зверь убивал только физически. Здесь же автор предлагает нам понаблюдать за некой разновидностью ментальной битвы. Каждый член стаи по очереди подходил и сражался со Зверем. И все погибали. И главный герой тоже.«Так я умер». Но история на этом не кончается: во-первых, взмыв над землей, я с удивлением узнал, что это не первая моя смерть, а во-вторых, хоть я и умер, я должен завершить рассказ, пусть даже из-за гибельной черты, из-за порога вечного безмолвия».

Лишь Брахману, последнему воину, удалось уничтожить зверя, но ценой жизни всех, включая его самого. «Зверь был уже сражен, он грузно опадал, не устояв в своей неправоте… Но тут внезапно два крыла высверкнули из-за его спины, сошлись со свистом впереди и, словно разболтанные ножницы с изрядным люфтом, рассекли Брахмана на три части».

Книга завершается своеобразным постскриптумом, называющимся «Достоверное свидетельство». Там повествуется о такой же группе людей, только в Германии. В этом послесловии автор явно намекает на реинкарнацию, которая, по его мнению, и подтверждает правдоподобность всего описанного выше.

Такой литературный жанр, как роман, подразумевает, на мой взгляд, не только многообразие тем и подтем, но и наличие двух и более сюжетных линии. Таковых в «Вороне белом» две, и вполне логично, что они все-таки пересеклись. Произведение также не может похвастаться обилием персонажей и судеб, но автор пытается компенсировать это предельно детальным описанием семерых членов стаи (но если признаться, компенсация хиленькая вышла). Сам автор характеризует своих героев как «решительных, харизматичных личностей, готовых в любой момент сорваться и поехать, например, в российскую глубинку, чтобы победить совершенно неведомого Зверя». А на деле все превращается в ТВ шоу и крусановские персонажи из себя особо ничего не представляют.

Разумеется, каждый прочитает и поймет этот фэнтэзи-роман по-своему. Кто-то решит, что в нем присутствует некая интеллектуальная подоплека и будет с гордостью рассказывать всем о его прочтении, а кто-то посчитает эту книгу сомнительным чтивом и предпочтет умолчать об ознакомлении с ней.

Итак, занимает ли это произведение, на мой взгляд, какое-то особое место в рамках российской литературы? Увы, нет. Книга просто напичкана различными клише, которые косвенно делают отсылки к голливудским фильмам. Крусанов пытается прикрыть все это тем, что основная идея его неомифологического романа заключается в борьбе с неизвестностью. Он не торопится с подробным описанием мифического Желтого Зверя (лишь при встрече лицом к лицу герои видят, как он выглядит), объясняя это тем что, «русский человек всегда грешил своей любовью к ведению войны с тем, кого и в глаза-то не видел».

Кроме основной мысли, писатель вводит множество подтем, которые он считает существенными сегодня. В основном, они связаны с современным обществом и русским человеком. Автор выражает субъективное мнение через позиции героев, отрицающих, например, различного рода общества по защите живой природы («зеленцы») и такого классического отрицательного героя, как Льнява, который гонится за наживой, а добро всегда побеждает зло – Крусанов не стал отступать от традиции.

Но все не так здорово и слащаво, как могло показаться на первый взгляд. Как по мне, так Крусанов пытается прикрыть истинную составляющую своего текста тем, что заменяет привычные слова некими мифологическими символами, пытаясь создать эффект другой реальности. Символы конечно очень явные, как говорится, и дураку понятные: «Под хорошую закуску, соответствующую случаю, мы наслаждались живой водой, категорически предпочитая ее дыму отечества, звездной пыли и небу в таблетках, поскольку последние магические медиаторы размягчали внутреннюю вертикаль, так что ее можно было вязать узлами, а мы на это не могли согласиться ни при каких обстоятельствах». Также, становится и очень явным то, на какую аудиторию рассчитано данное произведение. Например, немного присмотревшись, можно провести аналогию между Зверем и очередным злодеем из компьютерных игр, ну а если говорить в целом, то роман явно рассчитан на поколение «Последнего героя», которое является зависимым и от реалити шоу, зомби-ящиков и голливудских фильмов. То же ТВ шоу, те же злодеи, никакого намека на художественное произведение, а лишь пародия на инобытие.

Чаще всего «Ворон белый» – рассматривается как интеллектуальный мифологический роман. Но давайте будем честными. Вряд ли то, что Крусанов прибегает к пограничным словам, практически используя обсценную лексику, играет этому громкому определению в плюс. Я думаю, что Крусанов просто забыл о том, что такое подлинный художественный мир, поэтому и не смог его описать. Он вроде и пытался создать роман о людях, гармонично сочетающих в себе образованность, умение пофилософствовать, которые были бы заинтересованны в культурной и политической жизни общества, но при этом проводящих свободное время в бане, способных к авантюрным (если хотите, сумасшедшим) поступкам, но не вышло. Видимо и его снесла волна современных тенденций, тянущих нас ко дну. Но нельзя ставить на нем крест, быть может Крусанов еще выберется на берег и удивит всех нас.
Итак, фэнтази-роман Павла Крусанова «Ворон белый. История живых существ». впервые был опубликован в журнале «Октябрь» в 2011 году. Кстати, писатель еще с 90-х сотрудничает с этим изданием. А не так давно полная версия текста была выпущена издательством «ЭКСМО».

Эта книга не осталась без внимания критиков. Например, Виктор Топоров (ближайший друг Крусанова), поет писателю дифирамбы и находит у него в произведениях «незаметную, но очень значимую цикличность»: «Каждый из четырех последних романов Крусанова выстроен по одной и той же схеме: «петербургские фундаменталисты» (фактический лидер Крусанов, идейный лидер Секацкий, старейшина Подольский, валькирия Москвина, мизантроп Коровин и другие; только все помоложе, чем в жизни, и, как правило, не состоят в браке), посреди питейно-банного и, не в последнюю очередь, благодушно-любомудрого житья-бытья внезапно сталкиваются с каким-то странным персонажем (однажды это был аж Сергей Курехин, по такому случаю писателем воскрешенный), за спиной у которого, «как птица на рощу, кричит» (ранний Бродский) какая-нибудь столь же странная и загадочная проблема, всякий раз на поверку оказывающаяся сакраментальным вопросом о том, быть человечеству или не быть». К сожалению, Топоров перебарщивает со своей слащавой лестью, чем вызывает подозрение в искренности и истинности его высказывания.

Совершенно иную мысль высказывает Денис Власов в журнале Собака.ру. «По сути, Крусанов каждый раз пережевывает одни и те же темы: необходимость консерватизма и обнищание душонки человеческой. С прискорбием отмечу, что от романа к роману его тексты все заунывнее и печальнее. Как будто после пира нас посадили на голодный паек».

Лично мне ближе мнение Власова. После прочтения, это фантастически-мифическое произведение оставляет некую смуту в голове. Непонятна основная идея данной книги. Никакой интеллектуальной подоплекой и не пахло. Хотя, поначалу, кажется, что этот роман несет в себе некий сакральный смысл и будет понятен только определенному, так сказать, избранному, кругу лиц. Эта книга не является знаковой или из ряда вон выходящей. Она одна из многих, написаных Крусановым за последнее время. А жаль, ведь в 90-е все так хорошо начиналось. Многие наслышаны о знаменитом «Укусе ангела», благодаря которому Крусанов и стал популярным. За эту книгу он удостоился следующих слов: «Павел Крусанов — писатель настолько хороший, что разные идиоты даже обвиняют его в фашизме. Что обычно происходит с людьми безупречно творческими». Последующие его работы тоже были приняты, но уже с наименьшими восторгом. И так из года в год ожидание «глотка свежего воздуха от Крусанова» сменилось ожиданием очередного романчика и не более.

Но вернемся к «Ворону белому». Чтобы нам проще было воспринимать эти туманные высказывания, необходимо вспомнить фабулу романа. Действие начинается в Петербурге, наши дни. Первую главу автор целиком посвящает представлению «братьев» главного героя – членов стаи, таких же, как и он. Впрочем, мы будем узнавать о каких-то деталях их портретов на протяжении всего произведения. Итак, семь человек с необычными прозвищами: Гусляр (от его имени ведется повествование), Брахман, Одихмантий, Рыбак, Нестор, Мать-Ольха и Князь. «Сложи нас воедино, мы со своими достоинствами, гасящими отдельные ничтожные недостатки, были бы, пожалуй, совершенным организмом. Этакой устойчивой, неодолимой химерой… Как семь пальцев на одной руке – попробуй представь такое безобразие. Особенно, сжатыми в кулак. Впрочем, и сам по себе каждый из нас, безусловно, мог рассчитывать на восхищение. И вот еще – чуть не забыл – тотемом нашей стаи был белый ворон».

Автор уделяет огромное внимание описанию, как самих героев, так и их совместного быта. У каждого из них своя жизнь, но вместе они проводят достаточно много времени для появления определенных ритуалов и традиций. Таких, например, как походы в баню или распитие «живой воды» (водки). Но уже в конце первой главы появляется наиболее таинственный персонаж романа – Желтый Зверь. Это некое чудовище, которое пробудилось от долгого сна и грозится уничтожить человечество. Важный элемент композиции произведения – в конце каждой главы появляется подзаголовок «Без свидетеля» и следует повествование, связанное со Зверем. Вполне предсказуемо, что эти две сюжетные линии в итоге пересекутся, но произойдет это лишь в последней главе.

Гусляр работал для телекомпании «Вечный зов», где достиг определенных успехов. Его начальник с неприятным именем Льнява предложил ему работу, связанную с экспедицией для поимки Желтого Зверя. Гусляр отказался. Затем он рассказал об этом стае, после чего все семеро решили отправиться в самостоятельное путешествие, так как Брахман, обладающий магическими способностями воспринимать эфирные сигналы, заверил, что это необходимо для безопасности планеты. «Оказалось, что “Желтый Зверь в черном пламени гривы” был предсказан в XVI веке Цезарем Нострадамусом, унаследовавшим откровения божественного огня, астрологические познания и оккультный дар своего знаменитого отца и также составившим книгу прорицаний. До нас дошел лишь фрагмент рассказа то ли о бесе высокого чина, который в свой срок решит отпасть от царства дьявола, с тем чтобы вновь переродиться в ангела и вернуться под Божью десницу, то ли об ангеле, замороченном нечистым и изменившем своей природе, но в итоге превозмогшем морок. Это и есть Желтый Зверь. Сохранившийся фрагмент не имел завершения: удастся ли попытка, осуществится ли перерождение, что последует за тяжбой двух великих сил – теперь неизвестно».

После недолгих сборов бравая команда выезжает на поиски приключений. Совсем скоро выясняется, что Льнява и его помощники не очень-то рады такому повороту событий. Но стая с удивительной легкостью отводят от себя все атаки, спокойно продолжая свой путь. Кстати, в дороге они, что называется, говорили «за жизнь», обсуждая все возможные проблемы и вопросы: от насущных до возвышенных. Помимо этого, автор достаточно часто прибегал к описанию российской природы.

В конце концов, после долгой поездки стая добралась до места встречи с Желтым Зверем – загадочный дубовый лес. По пути они находят тела людей из «Вечного зова»: их все-таки опередили. И вот – битва. До этого Зверь убивал только физически. Здесь же автор предлагает нам понаблюдать за некой разновидностью ментальной битвы. Каждый член стаи по очереди подходил и сражался со Зверем. И все погибали. И главный герой тоже.«Так я умер». Но история на этом не кончается: во-первых, взмыв над землей, я с удивлением узнал, что это не первая моя смерть, а во-вторых, хоть я и умер, я должен завершить рассказ, пусть даже из-за гибельной черты, из-за порога вечного безмолвия».

Лишь Брахману, последнему воину, удалось уничтожить зверя, но ценой жизни всех, включая его самого. «Зверь был уже сражен, он грузно опадал, не устояв в своей неправоте… Но тут внезапно два крыла высверкнули из-за его спины, сошлись со свистом впереди и, словно разболтанные ножницы с изрядным люфтом, рассекли Брахмана на три части».

Книга завершается своеобразным постскриптумом, называющимся «Достоверное свидетельство». Там повествуется о такой же группе людей, только в Германии. В этом послесловии автор явно намекает на реинкарнацию, которая, по его мнению, и подтверждает правдоподобность всего описанного выше.

Такой литературный жанр, как роман, подразумевает, на мой взгляд, не только многообразие тем и подтем, но и наличие двух и более сюжетных линии. Таковых в «Вороне белом» две, и вполне логично, что они все-таки пересеклись. Произведение также не может похвастаться обилием персонажей и судеб, но автор пытается компенсировать это предельно детальным описанием семерых членов стаи (но если признаться, компенсация хиленькая вышла). Сам автор характеризует своих героев как «решительных, харизматичных личностей, готовых в любой момент сорваться и поехать, например, в российскую глубинку, чтобы победить совершенно неведомого Зверя». А на деле все превращается в ТВ шоу и крусановские персонажи из себя особо ничего не представляют.

Разумеется, каждый прочитает и поймет этот фэнтэзи-роман по-своему. Кто-то решит, что в нем присутствует некая интеллектуальная подоплека и будет с гордостью рассказывать всем о его прочтении, а кто-то посчитает эту книгу сомнительным чтивом и предпочтет умолчать об ознакомлении с ней.

Итак, занимает ли это произведение, на мой взгляд, какое-то особое место в рамках российской литературы? Увы, нет. Книга просто напичкана различными клише, которые косвенно делают отсылки к голливудским фильмам. Крусанов пытается прикрыть все это тем, что основная идея его неомифологического романа заключается в борьбе с неизвестностью. Он не торопится с подробным описанием мифического Желтого Зверя (лишь при встрече лицом к лицу герои видят, как он выглядит), объясняя это тем что, «русский человек всегда грешил своей любовью к ведению войны с тем, кого и в глаза-то не видел».

Кроме основной мысли, писатель вводит множество подтем, которые он считает существенными сегодня. В основном, они связаны с современным обществом и русским человеком. Автор выражает субъективное мнение через позиции героев, отрицающих, например, различного рода общества по защите живой природы («зеленцы») и такого классического отрицательного героя, как Льнява, который гонится за наживой, а добро всегда побеждает зло – Крусанов не стал отступать от традиции.

Но все не так здорово и слащаво, как могло показаться на первый взгляд. Как по мне, так Крусанов пытается прикрыть истинную составляющую своего текста тем, что заменяет привычные слова некими мифологическими символами, пытаясь создать эффект другой реальности. Символы конечно очень явные, как говорится, и дураку понятные: «Под хорошую закуску, соответствующую случаю, мы наслаждались живой водой, категорически предпочитая ее дыму отечества, звездной пыли и небу в таблетках, поскольку последние магические медиаторы размягчали внутреннюю вертикаль, так что ее можно было вязать узлами, а мы на это не могли согласиться ни при каких обстоятельствах». Также, становится и очень явным то, на какую аудиторию рассчитано данное произведение. Например, немного присмотревшись, можно провести аналогию между Зверем и очередным злодеем из компьютерных игр, ну а если говорить в целом, то роман явно рассчитан на поколение «Последнего героя», которое является зависимым и от реалити шоу, зомби-ящиков и голливудских фильмов. То же ТВ шоу, те же злодеи, никакого намека на художественное произведение, а лишь пародия на инобытие.

Чаще всего «Ворон белый» – рассматривается как интеллектуальный мифологический роман. Но давайте будем честными. Вряд ли то, что Крусанов прибегает к пограничным словам, практически используя обсценную лексику, играет этому громкому определению в плюс. Я думаю, что Крусанов просто забыл о том, что такое подлинный художественный мир, поэтому и не смог его описать. Он вроде и пытался создать роман о людях, гармонично сочетающих в себе образованность, умение пофилософствовать, которые были бы заинтересованны в культурной и политической жизни общества, но при этом проводящих свободное время в бане, способных к авантюрным (если хотите, сумасшедшим) поступкам, но не вышло. Видимо и его снесла волна современных тенденций, тянущих нас ко дну. Но нельзя ставить на нем крест, быть может Крусанов еще выберется на берег и удивит всех нас.
Анастасия ФЕСЕНКО
Рубрика: Общество