Сельская жизнь
Сайт общественно-политической газеты Отрадненского района Краснодарского края
Газета издается с 10 сентября 1930 г.
$ 93.25 € 99.36
       
 
Новости

Их подвиг бессмертен

Дата публикации: 05.04.2016

В этом году шестого апреля исполнится 50 лет подвигу двух замечательных летчиков Бориса Владиславовича Капустина – уроженца поселка Урупского и Юрия Николаевича Янова из города Вязьмы. А также свой сорокалетний юбилей отметит урупский поисковый клуб «Огромное небо», который на протяжении многих лет собирает по крупицам информацию о своих героях.

Шел 1966 год. Вся Германия разделена оккупационными войсками Франции, Англии, США и СССР на 4 зоны и так же г. Берлин, он находился в центре советской оккупационной зоны. Шел 21-й год после окончания ВОВ, но «холодная война» всё больше набирала силы.

У границ СССР летали бомбардировщики США с термоядерным оружием на борту, готовые в любую минуту к нанесению удара. Советские противовоздушные силы (ПВО) пополнялись новыми самолётами. Один из аэродромов в ГДР находился недалеко от Берлина, в городе Финов, откуда 6 апреля 1966 года звено Капустина получило приказ перегнать новые самолеты на другой аэродром. На аналогичных самолетах Капустин летал в своей части.

С утра летчики ждали приказ на вылет, не снимая своих высотных костюмов, но стояла непогода - черные тучи затянули небо над аэродромом. Только в 15.00 им дали приказ на вылет. В 15.30 звено самолетов поднялось в воздух и, пробив облачность, достигло заданной высоты – 4 000 метров. Самолеты выровнялись, легли на курс. Через полчаса, перегоняемые звеном Капустина самолеты должны были сесть на другой аэродром. А летчики - вернуться домой. И вдруг самолет ведущего, пилотируемый Капустиным, резко начал терять скорость. На магнитофонной ленте руководителя полетов их воинской части аэродрома в г. Финов осталась запись:

- 83-й, отойдите вправо,- приказал Капустин ведомому и бросил свою машину в сторону.

- Не вижу, где ты, - сообщил через две секунды капитан Подберезкин.

- Лети дальше. Я возвращаюсь, - ответил Капустин.

По распоряжению командира ведомый вернулся на прежний курс и еще раз переспросил: «Как у вас?» Капустин не отвечал. На его машине прекратили работу оба двигателя. Такого практически не могло быть. Эти двигатели - как два отдельных, независимых механизма. Комиссия позже установит помпаж двигателей.

Капустин не знал, что на все действия ему оставалось 30 секунд. Самолет, с виду похожий на ракету, тянуло вниз. Летчик попытался спланировать кругами. Под крылом была сплошная облачность. То резко бросая вниз, то поднимая машину, Капустин хотел запустить двигатели. Самолет отклонился от курса. Облачность стала редеть, и внизу проглядывался огромный город.

Времени на раздумья капитану Капустину не оставалось, и он начал отводить за город почти неуправляемый самолет. С аэродрома поступила команда катапультироваться. Высота терялась. Тогда еще не катапультировались на малой высоте с реактивных самолетов. Созрело решение направить машину на лес, который виднелся вдали. Об этом и сообщил пилот наземной службе.

Летчик прильнул к окуляру... Это был не лес, а немецкое кладбище. В воскресный день пасхи 6 апреля 1966 года западноберлинские жители отдавали почести умершим, поэтому там было много людей. Капустин увидел: его самолет несется на них. Наземная служба с этого момента о действиях пилотов ничего не знала - переговорные устройства отказали. Остались записи внутренних переговоров на ленте «черного ящика». Командир сказал штурману:

- Юра, тебе надо сейчас прыгать.

Штурман Янов понимал, что выстрел его катапульты даст снижение высоты и так неуправляемому самолету. Он ответил:

- Борис Владиславович, я с вами.

В этом решении и состояло мужество Янова. Его ответ был еще и поддержкой своему товарищу. Ведь в сложившейся ситуации он не мог оказать другой помощи командиру. Летчики прекрасно понимали: если бросить управление самолетом, то от взрыва на земле тонны горючего, которым была заправлена машина, погибнет множество людей. ...Спасительные метры высоты для катапультирования пропали.

Огромными физическими усилиями летчик уводил неуправляемый самолет за город, избегая столкновения с многоэтажными зданиями. Вдали виднелись проблески воды. Это были река Хафель и озеро Штессензее.

Туда и направил Капустин самолет. Командир решил посадить самолет на воду, о чем предупредил штурмана. И Янов приготовился к приводнению, отстегнув ремни. Но вдруг перед ними возникла дамба с шоссе, по которому проносились автомобили. С неимоверным усилием летчик потянул рычаги управления. Самолет, приподнявшись над дамбой, потерял скорость, перевалился через нее и резко, с большим наклоном, ушел в воду, под толстый слой ила.

Самолет исчез. Наземная служба о месте падения ничего не знала. Лишь одиночный рыбак на озере был свидетелем катастрофы, которая его шокировала. Позже английские власти начали поиск самолета в озере Штёссензее. Самолет упал в английском секторе западного Берлина, в нескольких сотнях метров от границы советского сектора, которая пролегала вдоль озера Штессензее.

Английские саперы доставили к озеру катера с кранами, другую технику. Водолазы поднимали из ила самолет и, разрезая его по частям, перевозили на берег (фотографии были опубликованы в 1966 г. в немецком журнале «Штерн»). Английские спасатели только на вторые сутки достали тела погибших героев, оставшихся за рычагами управления самолета. В это время, с 6 апреля трое суток военнослужащие группы советских войск в Германии искали место аварии на своей территории.

8 апреля состоялась траурная церемония передачи останков советских летчиков представителям группы советских войск в Германии. Для передачи тел погибших воинов из Великобритании прибыл королевский оркестр, представители английских войск с большим уважением отнеслись к подвигу летчиков. На похороны героев каждый город Германии прислал свою делегацию. Людей, желающих отдать последние почести русским парням, было столько, что несколько часов, пока на аэродроме готовились к отправке останков летчиков на родину, колонна граждан ГДР с венками и цветами двигалась непрерывно.

Тысячи людей прошли мимо памятника, отдавая дань уважения советским летчикам, тысячи цветов были возложены к его основанию. Не один час шли траурные процессии. Провожали в последний путь мужа и отца его жена Галина Андреевна и сын Валерий, учащийся 1-го класса.

Распоряжением правительства отдельно самолетами в города Ростов-на-Дону и Вязьма были отправлены тела героев.

Отец Бориса, Владислав Александрович, в это время заболел, но, узнав о гибели сына, слег окончательно и, не дождавшись его похорон, скончался. Так и хоронили в один день рядом отца и сына в городе Ростов-на-Дону.

За одну ночь берлинский художник нарисовал красками большой портрет Капустина. За день к памятнику воинам, погибшим в Великую Отечественную войну в городе Эберсвальде-Финов была установлена местными немецкими властями мемориальная плита. Несколько тысяч людей, пройдя мимо памятника, отдали дань уважения советским летчикам, тысячи венков из цветов были возложены к его основанию. Не один час шли траурные процессии.

На родине Бориса Владиславовича Капустина в поселке Урупском установлен памятник. Жители помнят подвиг своего героя, который в апреле 1966 года ценой собственной жизни спас тысячи мирных жителей Берлина.
Шел 1966 год. Вся Германия разделена оккупационными войсками Франции, Англии, США и СССР на 4 зоны и так же г. Берлин, он находился в центре советской оккупационной зоны. Шел 21-й год после окончания ВОВ, но «холодная война» всё больше набирала силы.

У границ СССР летали бомбардировщики США с термоядерным оружием на борту, готовые в любую минуту к нанесению удара. Советские противовоздушные силы (ПВО) пополнялись новыми самолётами. Один из аэродромов в ГДР находился недалеко от Берлина, в городе Финов, откуда 6 апреля 1966 года звено Капустина получило приказ перегнать новые самолеты на другой аэродром. На аналогичных самолетах Капустин летал в своей части.

С утра летчики ждали приказ на вылет, не снимая своих высотных костюмов, но стояла непогода - черные тучи затянули небо над аэродромом. Только в 15.00 им дали приказ на вылет. В 15.30 звено самолетов поднялось в воздух и, пробив облачность, достигло заданной высоты – 4 000 метров. Самолеты выровнялись, легли на курс. Через полчаса, перегоняемые звеном Капустина самолеты должны были сесть на другой аэродром. А летчики - вернуться домой. И вдруг самолет ведущего, пилотируемый Капустиным, резко начал терять скорость. На магнитофонной ленте руководителя полетов их воинской части аэродрома в г. Финов осталась запись:

- 83-й, отойдите вправо,- приказал Капустин ведомому и бросил свою машину в сторону.

- Не вижу, где ты, - сообщил через две секунды капитан Подберезкин.

- Лети дальше. Я возвращаюсь, - ответил Капустин.

По распоряжению командира ведомый вернулся на прежний курс и еще раз переспросил: «Как у вас?» Капустин не отвечал. На его машине прекратили работу оба двигателя. Такого практически не могло быть. Эти двигатели - как два отдельных, независимых механизма. Комиссия позже установит помпаж двигателей.

Капустин не знал, что на все действия ему оставалось 30 секунд. Самолет, с виду похожий на ракету, тянуло вниз. Летчик попытался спланировать кругами. Под крылом была сплошная облачность. То резко бросая вниз, то поднимая машину, Капустин хотел запустить двигатели. Самолет отклонился от курса. Облачность стала редеть, и внизу проглядывался огромный город.

Времени на раздумья капитану Капустину не оставалось, и он начал отводить за город почти неуправляемый самолет. С аэродрома поступила команда катапультироваться. Высота терялась. Тогда еще не катапультировались на малой высоте с реактивных самолетов. Созрело решение направить машину на лес, который виднелся вдали. Об этом и сообщил пилот наземной службе.

Летчик прильнул к окуляру... Это был не лес, а немецкое кладбище. В воскресный день пасхи 6 апреля 1966 года западноберлинские жители отдавали почести умершим, поэтому там было много людей. Капустин увидел: его самолет несется на них. Наземная служба с этого момента о действиях пилотов ничего не знала - переговорные устройства отказали. Остались записи внутренних переговоров на ленте «черного ящика». Командир сказал штурману:

- Юра, тебе надо сейчас прыгать.

Штурман Янов понимал, что выстрел его катапульты даст снижение высоты и так неуправляемому самолету. Он ответил:

- Борис Владиславович, я с вами.

В этом решении и состояло мужество Янова. Его ответ был еще и поддержкой своему товарищу. Ведь в сложившейся ситуации он не мог оказать другой помощи командиру. Летчики прекрасно понимали: если бросить управление самолетом, то от взрыва на земле тонны горючего, которым была заправлена машина, погибнет множество людей. ...Спасительные метры высоты для катапультирования пропали.

Огромными физическими усилиями летчик уводил неуправляемый самолет за город, избегая столкновения с многоэтажными зданиями. Вдали виднелись проблески воды. Это были река Хафель и озеро Штессензее.

Туда и направил Капустин самолет. Командир решил посадить самолет на воду, о чем предупредил штурмана. И Янов приготовился к приводнению, отстегнув ремни. Но вдруг перед ними возникла дамба с шоссе, по которому проносились автомобили. С неимоверным усилием летчик потянул рычаги управления. Самолет, приподнявшись над дамбой, потерял скорость, перевалился через нее и резко, с большим наклоном, ушел в воду, под толстый слой ила.

Самолет исчез. Наземная служба о месте падения ничего не знала. Лишь одиночный рыбак на озере был свидетелем катастрофы, которая его шокировала. Позже английские власти начали поиск самолета в озере Штёссензее. Самолет упал в английском секторе западного Берлина, в нескольких сотнях метров от границы советского сектора, которая пролегала вдоль озера Штессензее.

Английские саперы доставили к озеру катера с кранами, другую технику. Водолазы поднимали из ила самолет и, разрезая его по частям, перевозили на берег (фотографии были опубликованы в 1966 г. в немецком журнале «Штерн»). Английские спасатели только на вторые сутки достали тела погибших героев, оставшихся за рычагами управления самолета. В это время, с 6 апреля трое суток военнослужащие группы советских войск в Германии искали место аварии на своей территории.

8 апреля состоялась траурная церемония передачи останков советских летчиков представителям группы советских войск в Германии. Для передачи тел погибших воинов из Великобритании прибыл королевский оркестр, представители английских войск с большим уважением отнеслись к подвигу летчиков. На похороны героев каждый город Германии прислал свою делегацию. Людей, желающих отдать последние почести русским парням, было столько, что несколько часов, пока на аэродроме готовились к отправке останков летчиков на родину, колонна граждан ГДР с венками и цветами двигалась непрерывно.

Тысячи людей прошли мимо памятника, отдавая дань уважения советским летчикам, тысячи цветов были возложены к его основанию. Не один час шли траурные процессии. Провожали в последний путь мужа и отца его жена Галина Андреевна и сын Валерий, учащийся 1-го класса.

Распоряжением правительства отдельно самолетами в города Ростов-на-Дону и Вязьма были отправлены тела героев.

Отец Бориса, Владислав Александрович, в это время заболел, но, узнав о гибели сына, слег окончательно и, не дождавшись его похорон, скончался. Так и хоронили в один день рядом отца и сына в городе Ростов-на-Дону.

За одну ночь берлинский художник нарисовал красками большой портрет Капустина. За день к памятнику воинам, погибшим в Великую Отечественную войну в городе Эберсвальде-Финов была установлена местными немецкими властями мемориальная плита. Несколько тысяч людей, пройдя мимо памятника, отдали дань уважения советским летчикам, тысячи венков из цветов были возложены к его основанию. Не один час шли траурные процессии.

На родине Бориса Владиславовича Капустина в поселке Урупском установлен памятник. Жители помнят подвиг своего героя, который в апреле 1966 года ценой собственной жизни спас тысячи мирных жителей Берлина.
Б. Чернявский, руководитель урупского поискового клуба «Огромное небо» с 1976 года
Рубрика: Общество
 
Новости

Их подвиг бессмертен

Дата публикации: 05.04.2016

В этом году шестого апреля исполнится 50 лет подвигу двух замечательных летчиков Бориса Владиславовича Капустина – уроженца поселка Урупского и Юрия Николаевича Янова из города Вязьмы. А также свой сорокалетний юбилей отметит урупский поисковый клуб «Огромное небо», который на протяжении многих лет собирает по крупицам информацию о своих героях.

Шел 1966 год. Вся Германия разделена оккупационными войсками Франции, Англии, США и СССР на 4 зоны и так же г. Берлин, он находился в центре советской оккупационной зоны. Шел 21-й год после окончания ВОВ, но «холодная война» всё больше набирала силы.

У границ СССР летали бомбардировщики США с термоядерным оружием на борту, готовые в любую минуту к нанесению удара. Советские противовоздушные силы (ПВО) пополнялись новыми самолётами. Один из аэродромов в ГДР находился недалеко от Берлина, в городе Финов, откуда 6 апреля 1966 года звено Капустина получило приказ перегнать новые самолеты на другой аэродром. На аналогичных самолетах Капустин летал в своей части.

С утра летчики ждали приказ на вылет, не снимая своих высотных костюмов, но стояла непогода - черные тучи затянули небо над аэродромом. Только в 15.00 им дали приказ на вылет. В 15.30 звено самолетов поднялось в воздух и, пробив облачность, достигло заданной высоты – 4 000 метров. Самолеты выровнялись, легли на курс. Через полчаса, перегоняемые звеном Капустина самолеты должны были сесть на другой аэродром. А летчики - вернуться домой. И вдруг самолет ведущего, пилотируемый Капустиным, резко начал терять скорость. На магнитофонной ленте руководителя полетов их воинской части аэродрома в г. Финов осталась запись:

- 83-й, отойдите вправо,- приказал Капустин ведомому и бросил свою машину в сторону.

- Не вижу, где ты, - сообщил через две секунды капитан Подберезкин.

- Лети дальше. Я возвращаюсь, - ответил Капустин.

По распоряжению командира ведомый вернулся на прежний курс и еще раз переспросил: «Как у вас?» Капустин не отвечал. На его машине прекратили работу оба двигателя. Такого практически не могло быть. Эти двигатели - как два отдельных, независимых механизма. Комиссия позже установит помпаж двигателей.

Капустин не знал, что на все действия ему оставалось 30 секунд. Самолет, с виду похожий на ракету, тянуло вниз. Летчик попытался спланировать кругами. Под крылом была сплошная облачность. То резко бросая вниз, то поднимая машину, Капустин хотел запустить двигатели. Самолет отклонился от курса. Облачность стала редеть, и внизу проглядывался огромный город.

Времени на раздумья капитану Капустину не оставалось, и он начал отводить за город почти неуправляемый самолет. С аэродрома поступила команда катапультироваться. Высота терялась. Тогда еще не катапультировались на малой высоте с реактивных самолетов. Созрело решение направить машину на лес, который виднелся вдали. Об этом и сообщил пилот наземной службе.

Летчик прильнул к окуляру... Это был не лес, а немецкое кладбище. В воскресный день пасхи 6 апреля 1966 года западноберлинские жители отдавали почести умершим, поэтому там было много людей. Капустин увидел: его самолет несется на них. Наземная служба с этого момента о действиях пилотов ничего не знала - переговорные устройства отказали. Остались записи внутренних переговоров на ленте «черного ящика». Командир сказал штурману:

- Юра, тебе надо сейчас прыгать.

Штурман Янов понимал, что выстрел его катапульты даст снижение высоты и так неуправляемому самолету. Он ответил:

- Борис Владиславович, я с вами.

В этом решении и состояло мужество Янова. Его ответ был еще и поддержкой своему товарищу. Ведь в сложившейся ситуации он не мог оказать другой помощи командиру. Летчики прекрасно понимали: если бросить управление самолетом, то от взрыва на земле тонны горючего, которым была заправлена машина, погибнет множество людей. ...Спасительные метры высоты для катапультирования пропали.

Огромными физическими усилиями летчик уводил неуправляемый самолет за город, избегая столкновения с многоэтажными зданиями. Вдали виднелись проблески воды. Это были река Хафель и озеро Штессензее.

Туда и направил Капустин самолет. Командир решил посадить самолет на воду, о чем предупредил штурмана. И Янов приготовился к приводнению, отстегнув ремни. Но вдруг перед ними возникла дамба с шоссе, по которому проносились автомобили. С неимоверным усилием летчик потянул рычаги управления. Самолет, приподнявшись над дамбой, потерял скорость, перевалился через нее и резко, с большим наклоном, ушел в воду, под толстый слой ила.

Самолет исчез. Наземная служба о месте падения ничего не знала. Лишь одиночный рыбак на озере был свидетелем катастрофы, которая его шокировала. Позже английские власти начали поиск самолета в озере Штёссензее. Самолет упал в английском секторе западного Берлина, в нескольких сотнях метров от границы советского сектора, которая пролегала вдоль озера Штессензее.

Английские саперы доставили к озеру катера с кранами, другую технику. Водолазы поднимали из ила самолет и, разрезая его по частям, перевозили на берег (фотографии были опубликованы в 1966 г. в немецком журнале «Штерн»). Английские спасатели только на вторые сутки достали тела погибших героев, оставшихся за рычагами управления самолета. В это время, с 6 апреля трое суток военнослужащие группы советских войск в Германии искали место аварии на своей территории.

8 апреля состоялась траурная церемония передачи останков советских летчиков представителям группы советских войск в Германии. Для передачи тел погибших воинов из Великобритании прибыл королевский оркестр, представители английских войск с большим уважением отнеслись к подвигу летчиков. На похороны героев каждый город Германии прислал свою делегацию. Людей, желающих отдать последние почести русским парням, было столько, что несколько часов, пока на аэродроме готовились к отправке останков летчиков на родину, колонна граждан ГДР с венками и цветами двигалась непрерывно.

Тысячи людей прошли мимо памятника, отдавая дань уважения советским летчикам, тысячи цветов были возложены к его основанию. Не один час шли траурные процессии. Провожали в последний путь мужа и отца его жена Галина Андреевна и сын Валерий, учащийся 1-го класса.

Распоряжением правительства отдельно самолетами в города Ростов-на-Дону и Вязьма были отправлены тела героев.

Отец Бориса, Владислав Александрович, в это время заболел, но, узнав о гибели сына, слег окончательно и, не дождавшись его похорон, скончался. Так и хоронили в один день рядом отца и сына в городе Ростов-на-Дону.

За одну ночь берлинский художник нарисовал красками большой портрет Капустина. За день к памятнику воинам, погибшим в Великую Отечественную войну в городе Эберсвальде-Финов была установлена местными немецкими властями мемориальная плита. Несколько тысяч людей, пройдя мимо памятника, отдали дань уважения советским летчикам, тысячи венков из цветов были возложены к его основанию. Не один час шли траурные процессии.

На родине Бориса Владиславовича Капустина в поселке Урупском установлен памятник. Жители помнят подвиг своего героя, который в апреле 1966 года ценой собственной жизни спас тысячи мирных жителей Берлина.
Шел 1966 год. Вся Германия разделена оккупационными войсками Франции, Англии, США и СССР на 4 зоны и так же г. Берлин, он находился в центре советской оккупационной зоны. Шел 21-й год после окончания ВОВ, но «холодная война» всё больше набирала силы.

У границ СССР летали бомбардировщики США с термоядерным оружием на борту, готовые в любую минуту к нанесению удара. Советские противовоздушные силы (ПВО) пополнялись новыми самолётами. Один из аэродромов в ГДР находился недалеко от Берлина, в городе Финов, откуда 6 апреля 1966 года звено Капустина получило приказ перегнать новые самолеты на другой аэродром. На аналогичных самолетах Капустин летал в своей части.

С утра летчики ждали приказ на вылет, не снимая своих высотных костюмов, но стояла непогода - черные тучи затянули небо над аэродромом. Только в 15.00 им дали приказ на вылет. В 15.30 звено самолетов поднялось в воздух и, пробив облачность, достигло заданной высоты – 4 000 метров. Самолеты выровнялись, легли на курс. Через полчаса, перегоняемые звеном Капустина самолеты должны были сесть на другой аэродром. А летчики - вернуться домой. И вдруг самолет ведущего, пилотируемый Капустиным, резко начал терять скорость. На магнитофонной ленте руководителя полетов их воинской части аэродрома в г. Финов осталась запись:

- 83-й, отойдите вправо,- приказал Капустин ведомому и бросил свою машину в сторону.

- Не вижу, где ты, - сообщил через две секунды капитан Подберезкин.

- Лети дальше. Я возвращаюсь, - ответил Капустин.

По распоряжению командира ведомый вернулся на прежний курс и еще раз переспросил: «Как у вас?» Капустин не отвечал. На его машине прекратили работу оба двигателя. Такого практически не могло быть. Эти двигатели - как два отдельных, независимых механизма. Комиссия позже установит помпаж двигателей.

Капустин не знал, что на все действия ему оставалось 30 секунд. Самолет, с виду похожий на ракету, тянуло вниз. Летчик попытался спланировать кругами. Под крылом была сплошная облачность. То резко бросая вниз, то поднимая машину, Капустин хотел запустить двигатели. Самолет отклонился от курса. Облачность стала редеть, и внизу проглядывался огромный город.

Времени на раздумья капитану Капустину не оставалось, и он начал отводить за город почти неуправляемый самолет. С аэродрома поступила команда катапультироваться. Высота терялась. Тогда еще не катапультировались на малой высоте с реактивных самолетов. Созрело решение направить машину на лес, который виднелся вдали. Об этом и сообщил пилот наземной службе.

Летчик прильнул к окуляру... Это был не лес, а немецкое кладбище. В воскресный день пасхи 6 апреля 1966 года западноберлинские жители отдавали почести умершим, поэтому там было много людей. Капустин увидел: его самолет несется на них. Наземная служба с этого момента о действиях пилотов ничего не знала - переговорные устройства отказали. Остались записи внутренних переговоров на ленте «черного ящика». Командир сказал штурману:

- Юра, тебе надо сейчас прыгать.

Штурман Янов понимал, что выстрел его катапульты даст снижение высоты и так неуправляемому самолету. Он ответил:

- Борис Владиславович, я с вами.

В этом решении и состояло мужество Янова. Его ответ был еще и поддержкой своему товарищу. Ведь в сложившейся ситуации он не мог оказать другой помощи командиру. Летчики прекрасно понимали: если бросить управление самолетом, то от взрыва на земле тонны горючего, которым была заправлена машина, погибнет множество людей. ...Спасительные метры высоты для катапультирования пропали.

Огромными физическими усилиями летчик уводил неуправляемый самолет за город, избегая столкновения с многоэтажными зданиями. Вдали виднелись проблески воды. Это были река Хафель и озеро Штессензее.

Туда и направил Капустин самолет. Командир решил посадить самолет на воду, о чем предупредил штурмана. И Янов приготовился к приводнению, отстегнув ремни. Но вдруг перед ними возникла дамба с шоссе, по которому проносились автомобили. С неимоверным усилием летчик потянул рычаги управления. Самолет, приподнявшись над дамбой, потерял скорость, перевалился через нее и резко, с большим наклоном, ушел в воду, под толстый слой ила.

Самолет исчез. Наземная служба о месте падения ничего не знала. Лишь одиночный рыбак на озере был свидетелем катастрофы, которая его шокировала. Позже английские власти начали поиск самолета в озере Штёссензее. Самолет упал в английском секторе западного Берлина, в нескольких сотнях метров от границы советского сектора, которая пролегала вдоль озера Штессензее.

Английские саперы доставили к озеру катера с кранами, другую технику. Водолазы поднимали из ила самолет и, разрезая его по частям, перевозили на берег (фотографии были опубликованы в 1966 г. в немецком журнале «Штерн»). Английские спасатели только на вторые сутки достали тела погибших героев, оставшихся за рычагами управления самолета. В это время, с 6 апреля трое суток военнослужащие группы советских войск в Германии искали место аварии на своей территории.

8 апреля состоялась траурная церемония передачи останков советских летчиков представителям группы советских войск в Германии. Для передачи тел погибших воинов из Великобритании прибыл королевский оркестр, представители английских войск с большим уважением отнеслись к подвигу летчиков. На похороны героев каждый город Германии прислал свою делегацию. Людей, желающих отдать последние почести русским парням, было столько, что несколько часов, пока на аэродроме готовились к отправке останков летчиков на родину, колонна граждан ГДР с венками и цветами двигалась непрерывно.

Тысячи людей прошли мимо памятника, отдавая дань уважения советским летчикам, тысячи цветов были возложены к его основанию. Не один час шли траурные процессии. Провожали в последний путь мужа и отца его жена Галина Андреевна и сын Валерий, учащийся 1-го класса.

Распоряжением правительства отдельно самолетами в города Ростов-на-Дону и Вязьма были отправлены тела героев.

Отец Бориса, Владислав Александрович, в это время заболел, но, узнав о гибели сына, слег окончательно и, не дождавшись его похорон, скончался. Так и хоронили в один день рядом отца и сына в городе Ростов-на-Дону.

За одну ночь берлинский художник нарисовал красками большой портрет Капустина. За день к памятнику воинам, погибшим в Великую Отечественную войну в городе Эберсвальде-Финов была установлена местными немецкими властями мемориальная плита. Несколько тысяч людей, пройдя мимо памятника, отдали дань уважения советским летчикам, тысячи венков из цветов были возложены к его основанию. Не один час шли траурные процессии.

На родине Бориса Владиславовича Капустина в поселке Урупском установлен памятник. Жители помнят подвиг своего героя, который в апреле 1966 года ценой собственной жизни спас тысячи мирных жителей Берлина.
Б. Чернявский, руководитель урупского поискового клуба «Огромное небо» с 1976 года
Рубрика: Общество