Ломаем стереотипы
В Отрадненской детской библиотеке приняли меня радушно. Представление о работе библиотекаря было. Но каким же неполным оно оказалось! Всегда думала, что спокойнее работы не найти. Сиди себе и читай дни напролет, книги посетителям выдавай, а прочитанные - принимай. Как оказалась, это лишь видимая сторона, из которой и складываются стереотипы. А они часто далеки от реальности.
- Времени, чтобы почитать, на работе попросту не хватает, - рассказывает моя наставница, заведующая отделом обслуживания Джамилия Хайдаровна Хасанова. - Так что чтение - это, в основном, дома.
В общем, теперь от слов к делу. Библиотекарь Елена Викторовна Полякова растолковывала мне, как правильно заполнять формуляры, какая цифра что означает, каковы правила выдачи книг, каким индексом обозначается категория литературы: художественная или научная.
Пока я вникала в тонкости дела, Джамилия Хайдаровна рассказала, что читателей, особенно постоянных, воспринимает как единомышленников.
- Мы с ними и спорим, и новые книги обсуждаем. Ребята, кстати, советчики хорошие. Если что прочитают первыми, скажут - заслуживает книга внимания или нет, - рассказала она.
Одна сторона профессии
А вот и мой первый посетитель. В библиотеку вошла школьница Маша. А дальше, как и говорила моя наставница, обмен мнениями о прочитанном, поиск новых книг, замечания по поводу творчества тех или иных писателей.
Маша, читательница библиотеки с 2000 года, забежала после уроков сдать прочитанные и взять новые книги.
- Недавно по телевизору посмотрела фильм «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», - делится со мной девочка. - Захотелось перечитать книгу. В Интернете, конечно, можно скачать, но разве же это сравнится с книгой?
Книгу я ей подобрала, оформила. Казалось бы, десять минут общения, а сколько позитива! Но это лишь одна сторона профессии. Есть и другие.
По другую сторону медали
Сегодня фонд Отрадненской детской библиотеки насчитывает порядка 30 тысяч экземпляров книг, и более двух десятков наименований детских журналов и газет. За несколько месяцев этого года библиотеку посетило огромное количество детей. Понятно, что во всем этом важен точный учет. Каждая книга, поступающая в библиотеку, должна быть занесена в учетный, алфавитный и систематический каталоги, получить инвентарный номер и шифр… В фонде библиотеки все должно быть четко, чтобы у читателей и библиотекарей при поиске книги не возникало трудностей.
Вот сортировкой и расстановкой индикаторов и каталожных карточек мне и предложили заняться. Оказалось, в этом деле нужны сноровка и внимание, чтобы сделать все, не нарушив очередности и точно в алфавитном порядке. А еще не обойтись без терпения и сосредоточенности.
За этим кропотливым занятием размышляю: да, к сожалению, сегодня читать дети стали меньше - такова общероссийская действительность. Но услуги библиотек по-прежнему востребованы.
Однако только работой с книжно-издательским фондом и читателями деятельность библиотек не ограничивается. Специалисты ведут обширную просветительскую работу. Здесь и всевозможные опросы, викторины, занятия для школьников, встречи с ведущими специалистами предприятий.
Наконец-таки карточки рассортированы и разложены. Мой рабочий день незаметно подошел к концу. Интересные люди, увлекательный библиотечный мир. Одним словом, хороший выдался день.